Р. Соболь: «Бума» на товары украинского производства так и не случилось»

Из-за отсутствия собственного производства украинские товары не смогли заменить импорт национальным продуктом. Об этом в интервью ГолосUA рассказал глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

— Многие украинцы стали отдавать предпочтение товарам национального производства. Отразилось ли это как-то на внутреннем рынке страны?

— К сожалению, по нашим данным «бума» так и не произошло. Дело в том, что внутренний рынок в том числе формируется из производителей, а у нас просто физически их нет в достаточном количестве. Наш рынок наоборот пострадал, в том числе из-за ухудшения отношений с Россией, — у них официально ввели эмбарго на трубо- и металлопрокат, продукты сельхозназначения, то есть, ту продукцию, которую мы в больших объемах сбывали соседям. В Украине же русский товар на полках магазинов заменили преимущественно польские товары и в меньшей степени национальные, да еще и сомнительного качества, которые зачастую были сделаны на китайском сырье, а сверху попросту наклеили украинскую этикетку.  Такой ход можно назвать модным словом ребрендинг. У нас, к огромному сожалению, отсутствует должное количество производственных мощностей, и мы мало производим.

— А покупки на бытовом уровне — одежда, обувь, продукты — не произошло ли здесь какого-то всплеска украинского?

— Есть много факторов, в том числе и колебание иностранных валют, дефицит выплаты заработных плат, пенсий — все это не способствует развитию покупательской способности украинцев. И сейчас мы дошли до того, что люди уже не смотрят кто производитель, а акцентируют внимание на цене. Если товар дешевле, доступнее, человек в последнюю очередь будет смотреть, где и кем это произведено. У нас очень многие товары российского производства стали помечать «триколором», либо даже маркируют надписями «Внимание, сделано в России» — это не останавливает людей, если продукт имеет доступную стоимость.

— Насколько высока конкурентоспособность товаров украинского производства? В последнее время стало модно покупать одежду национальных производителей.

— Да, это действительно так, в Украине наблюдается позитивная тенденция даже в такое трудное время — формируются маленькие швейные цеха, которые создают по-настоящему качественную одежду. Этим занимаются предприниматели, которые вешают на одежду свой ярлык, и за свое имя  несут ответственность собственным кошельком. Потому мы наблюдаем, что люди создают качественные и красивые вещи, выкладывают их в интернет, создают бизнес по новой экономической схеме, то есть, в последнюю очередь открывают шоу-румы, и все преимущественно продают через интернет.

— А есть еще сектор, в котором наблюдаются положительные тенденции?

— Есть попытки в отрасли энергосбережения. У нас относительно давно развивается производство топливных брикетов, пеллетов, также создаются твердо-топливные котлы, которые пользуются спросом в связи с ценой газа. И все это мы не завозим из Польши или Китая, а полностью производим сами. Также люди начинают пробовать запускать тепловые панели украинского производства — это так называемые солнечные коллекторы для нагрева воды. Когда-то таким производством занимались лишь два предприятия: фабрика в Луганске и днепропетровский Южмаш. Сейчас же многие небольшие предприятия начинают проявлять себя в этом секторе, к тому же, скорее всего, они охватят и производство солнечных батарей.

— Могут ли украинцы как-то способствовать развитию бизнеса в стране, подъему экономики или это будет капля в море?

— Нет ничего незначимого, и даже в данной ситуации каждая деталь имеет большое значение. Есть философское пожелание, которое должно перейти в разряд практического — научиться обоюдно уважать друг друга. К сожалению, последние годы люди с предубеждением относились к бизнесу, а в связи с возрастающей бедностью и даже нищетой наблюдался раздор между предпринимателями и населением. Чтобы внести свою лепту в украинскую экономику, нужно обращать внимание, изучать продукт и поддерживать местного производителя. Я бы копнул еще глубже — не просто украинского, а регионального, ведь в каждом городе, поселке есть свои небольшие предприятия, которые что-то производят. Да, их мало, зачастую качество продукции оставляет желать лучшего, но если мы своим кошельком будем голосовать за эту продукцию, деньги будут реинвестироваться в технологии, продукт будет становиться лучше, качественнее, а экономика в итоге выиграет. Может это произойдет не сегодня, а завтра-послезавтра, но точно выиграем мы все.

— Какие ниши в малом и среднем бизнесе не заняты? Где мы могли бы успешно заняться импортозамещением?

— У нас абсолютный пробел в секторе бытовой химии — нет в Украине производителя, который мог бы стать национальным. Мы все завозим, в лучшем случае, из Польши. Также нас давно вытеснили с рынка китайские игрушки — своего активного производства тоже нет, а его успешно можно было бы развивать.

— Какие компании и бренды за последний год покинули рынок страны, какие приостановили свой вход?

— Международные операторы сегодня все, как один приостановили вход в Украину. Все. Сегодня нет общемирового или европейского оператора, который бы открывал здесь свои представительства и занимался развитием сети. Украину покинули многие представители банковского сектора. А из существующих операторов большинство пока терпят, не выходят из страны, поскольку заход на рынок обычно очень долгий и мучительный. Потому, зачастую даже в убыток себе, они держатся на местах и пережидают тяжелые времена.

Читайте также по теме