Украинские реформы очень часто идут по принципу «до основания, а затем». Порой правительство не реформирует отдельные отрасли, а просто переворачивает шахматную доску, полностью меняя правила. Как в таких условиях живет украинский малый и средний бизнес, как он к ним приспосабливается, а также какова его доля в общем потенциале экономики в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.
— Руслан, почему в 2019 году малый и средний бизнес молчит? Никто не митингует, никто ничего не требует…
— Деньги любят тишину, и если бизнес молчит — это хороший показатель. Если никто ничего не требует – это хорошо. Это говорит о том, что глобальных ущемлений не происходит.
— То есть, бизнес доволен налогами?
— Дело в том, что налоги никогда не устраивают, какими бы они ни были. У нас сейчас формируется культура уплаты налогов. Сегодня это тренд общемировой, но в Украине он особенно чувствуется. У нас формируется культура официального трудоустройства, культура предпринимательства, отношений бизнеса с государством. Формируется культура конкурирования на рынке, в том числе и на кадровом, учитывая кадровый голод, который возник сегодня в Украине в связи с выездом граждан на работу за границу. В таких условиях бизнесу некогда выходить на улицу.
— Вы говорите о культуре конкуренции… Но в СМИ постоянно пишут о том, что где-то сгорел склад бытовой техники, где-то захватили офис. Что это означает?
— В Украине нет системного отжатия бизнеса. Есть точечные происшествия, но это не всегда связано с корпоративным спором. Часто это связано с хозяйственной деятельностью, когда имеет место оплошность в пожарной безопасности. Возможно, таким образом скрываются махинации. Этим должны заниматься правоохранители.
Вообще, в Украину сейчас приходят международные правила ведения бизнеса, и кто их не примет, просто уйдет с рынка.
— В 2016 году ЕБРР профинансировал открытие в Украине 15 центров поддержки бизнеса. Эта программа работает? Она как-то помогает малому и среднему бизнесу?
— У нас была попытка сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, и мы пришли к выводу, что условия сотрудничества сегодня нацелены исключительно на крупный бизнес. Малый и средний бизнес условий ЕБРР не выдерживает. Оборот официальный должен быть на уровне от 5 миллионов гривен, бизнесу должно быть от 5 лет. Хотя участие в программе поддержки и развития помогло бы нашему бизнесу ощутить работу международных финансовых инструментов, в том числе кредитную программу и короткий путь на европейские рынки.
— Какие государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в Украине сегодня работают?
— Стратегической длинной программы поддержки малого и среднего бизнеса в Украине пока нет. Все, что есть — это точечные гранты, фонды, но они не системны и не надолго. В Украине рынок давно нуждается в стратегической программе поддержки малого и среднего бизнеса, желательно, на 10 лет, с понятными условиями.
— Почему ее до сих пор нет?
— Сейчас только устаканивается подобная программа через Европейский банк для большого бизнеса. Идет отработка крупных кластеров. Потом будет средний, малый…
— Хорошо, программы нет. Тогда какие «наполеоновские» планы у правительства в отношении предпринимателей?
— Задача малого и среднего бизнеса в Украине, как и в других странах, — это формирование так называемого среднего класса, комплекса социальной ответственности и создания добавочной стоимости товарам и услугам, то есть, движения ВВП. Социальная ответственность – это брать на работу сотрудников, которые не нашли себя в государственном секторе или в крупных компаниях. И, естественно, налоги. Уплату налогов ожидает любое правительство в любой стране. Украина — не исключение.
— Как банки Украины относятся к малому и среднему бизнесу, с точки зрения своей кредитной политики?
— Любой финансовый институт в любой стране за счастье считает выдать кредит в реальный сектор экономики. Потому что возникает максимальная гарантия возврата этих средств. Поэтому в каждой развитой стране кредитная ставка для реального сектора экономики минимальная. Но только не в Украине. У нас доверяют бизнесу, с этим нет проблем, но ставка 22% в год. Даже аграрный сектор экономики, где маржинальность — одна из самых высоких в нашей стране, не всегда способен выплатить этот достаточно высокий процент. Да, у нас есть субсидирование, но для кого-то это стало бизнесом.
— Без кредита бизнес в нашей стране реален? Дорогие кредиты мешают или помогают?
— Это просто останавливает развитие. С финансовыми вливаниями в реальный сектор экономики сама экономика страны развивается быстрее. Если влить в автомобиль 10 литров бензина, можно проехать 100 километров, если 90 литров – проедете 900 километров. Так и в экономике. Бизнес без кредита жить может, это существование, а не развитие. Чем больше денег, чем они доступнее, чем легче к ним добраться, тем экономика развивается динамичнее. До 2008 года украинская экономика демонстрировала уверенный рост, потому что кредиты были доступными.
— Кто же заинтересован в том, чтобы кредиты у нас были такими дорогими?
— Украина, как и любая другая страна, не исключение в части подверженности банковской системы геополитическим процессам. В Украине сегодня переформатируются рынки. Мы развернулись в сторону европейских правил игры. Раньше наша экономика на 80% была заточена на СНГ. Только 20% — это международные рынки. Сейчас пропорция кардинально меняется. Все происходит в достаточно экстремальном и быстром режиме. В мире очень много денег, и много крупных инвесторов ждут, когда в Украине сформируется понятная для них благодатная среда, когда нами будут приняты международные правила игры. Для того чтобы сюда зашли большие деньги, они должны быть уверены, что страна работает по понятным правилам. Украина пока на этом пути.
— Какие сейчас отношения у крупного бизнеса с малым и средним?
— Плох тот малый бизнес, который не хочет стать большим. Но пока в Украине места хватает всем. Другое дело, что часто-густо большой бизнес для оптимизации использует налогообложение малого, когда работают через ЧП. Честно ли это? Не совсем. И, безусловно, это будет изменено. Отсюда идут желания наших законодателей убрать «упрощенку», чтобы отсечь возможность оптимизации налогов крупными игроками рынка.
Но саму систему упрощенного налогообложения убирать нельзя. Это действенная система для поддержки и развития существующего и формирующегося малого и среднего бизнеса в Украине.
— Реформа ГФС повлияет на работу бизнеса?
— Нельзя не заметить позитивные сдвиги в части электронного документооборота, на который переходит Украина. Сегодня проще открывать бизнес, регистрировать его, сдавать отчетность. И кем будет контролироваться эта отчетность – одним органом, или двумя – значения не имеет. Другое дело, что идеально было бы изменение карательной функции проверяющих органов на рекомендательно-карательную. В момент проведения проверки и нахождения каких-то несущественных нарушений было бы замечательно, если бы без наказания позволяли их устранить. У нас не отрегулированы нормы. Многие предприниматели уже давным-давно обогнали требования, которые действуют у нас в стране, скажем, в области пожарной безопасности. Потому что их производство требует изменений. И тут много вопросов возникает, штрафовать за эти несоответствия или поощрять?
— Кто же тормозит принятие новых норм?
— В большей степени это связано с загруженностью другими процессами, фундаментальными изменениями. Например, решается вопрос – налоговая служба должна быть в одном органе, или в двух. То есть, идет стратегическое построение работы в Украине. Потом будут решаться вопросы второго и третьего эшелона.
— Год назад в интервью вы сказали, что самое страшное, что происходит, это то, что бизнес вывозит технологии за границу. Тенденция спустя год сохранилась?
— Тенденция снизилась, но не пропала. К сожалению, из Украины продолжает выезжать фундамент экономики – люди, которые способны формировать добавочную стоимость товарам и услугам. Это золотой фонд любого государства. Вернутся ли эти люди – сложно сказать. Но нужно сделать все возможное, чтобы они захотели снова работать в Украине. И если они вернутся, то обязательно привезут с собой ту пресловутую культуру ведения бизнеса. Возможно, привезут технологии. Надо понимать, что развитые экономики – это хорошо, стабильно, но там мало возможностей. А вот в Украине сейчас неограниченные возможности. У нас много устаревших технологий, территория большая, много граждан. Поэтому есть куда расширяться.
— Резюмируя, скажите, почему власти не делают ставку в предвыборной кампании на предпринимателей? Бизнес вообще не фигурирует в программах…
— Вопрос хороший. Но ответ прост, и он кроется в цифрах. Потому что процент бизнеса в нашей стране в части электоральной поддержки крайне мал. По последним данным, у нас около 7% из общей массы населения ведут бизнес. Для примера, в развивающихся экономиках это от 30%. В Польше – 30-40%, в Германии – 70%, в Китае – чуть выше 70%, в США – 47-52% трудоспособных граждан заняты в сфере малого и среднего бизнеса. Эти цифры являются показателями успешности страны.