Мария Мамаева
08:00 18/01/2017

Р. Соболь: «Закрывшие сегодня ФОП предприниматели в бизнес уже не вернутся»

За последние несколько недель более 128 тысяч частных предпринимателей приняли решение закрыть свой бизнес. На такие действия их побудило решение правительства, обязавшее платить страховой взнос даже тех, кто не ведет активную деятельность и не получает прибыль, с которой должен платить налоги.ГолосUA  пообщался с главой Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Русланом Соболем, чтобы узнать, как отразятся на малом и среднем бизнесе эта и другие инициативы Кабмина.

— Руслан, кто, по-вашему, пострадает больше всего от массового закрытия «ФОПов» — сами предприниматели, государственные органы, местные бюджеты?

— Пострадает экономика, государство в целом в дальней перспективе. Я не знаю, чем вызвано это нововведение – получать налог со всех. Неужели люди, которые это придумали, думали, что все будут просто платить, не получая прибыли? Наверняка, эти ожидания также зафиксированы в бюджете – те поступления, которые хотели получить с них, они заложены в бюджете. Люди, которые закроют сейчас ФОП, ожидая лучших времен, вряд ли вернуться потом в предпринимательство, что дает им возможность становится на биржу. Когда я был частным предпринимателем, я не мог становиться на Биржу труда, даже если не работал. Сейчас, когда я закрываю предприятие, у меня развязываются руки, и я становлюсь на Биржу. Кто будет мне платить пособие? Государство. То есть это очередное давление на бюджет. Кроме того, люди, которые стоят в очередях, вместо того, чтобы отмечать праздники, толпятся в налоговых, дабы закрыть свое предприятие. Мы можем только предположить, о чем они говорят в этих очередях, и какой там царит фон эмоциональный. Вряд ли что-то хорошее они говорят. Рейтинг простоты ведения бизнеса, doing business, на бумаге один, конечно, можно декларировать, но, по сути, на практике мы демонстрируем сильный откат, учитывая усложнение ведения предпринимательской деятельности в стране.

— Почему тогда это решение было принято?

— Я делаю вывод, что закон, который вступил в силу с первого числа, не обдуман, он принимался людьми, которые имеют очень отдаленное отношение к бизнесу в практической плоскости и мало представляют, как то или иное решение может повлиять на экономику в целом. Нехорошие тенденции. И те лозунги, которые мы слышим по телевизору – что мы понимаем, что бизнес – это кровь экономики и для того чтобы запустилась экономика, нужно поддерживать бизнес, звучит все красиво, но на практике мы этого не получаем. Это сильно нас, конечно, откатывает назад. Хочется верить, что у Кабинета Министров есть гениальный план, который заключается в том, чтобы отсеять фиктивные, вывести в свет действительно работающие предприятия, и их уже начать поддерживать, спонсировать, давать льготные кредиты, ослабить давление со стороны проверяющих органов. Но почему тогда об этом плане не говорят, почему его не презентуют?

— Сколько предпринимателей прекратит свою деятельность в результате этой инициативы?

— По нашим наблюдениям, наверное, процентов двадцать от общей массы физических лиц-предпринимателей закроется, потому что они, по сути, деятельность не ведут, и сдавали «нулевки», нулевой отчет. Это можно было делать раз в три месяца, раз в квартал. Это не занимало много месяцев, это можно было делать дистанционно – покупался ключ в налоговой инспекции, и через электронную почту можно было сдавать эти отчеты.

— А как отразится на малом и среднем бизнесе повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен? Будет ли бизнес массово уходить в тень, как прогнозируют?

— Это естественно. Это элементарные законы. Я не вижу, чтобы увеличился штат проверяющих органов, которые могут проверять предпринимателей. Зачем тогда говорить, что мы каждого проверим? Это невозможно. Ну, ладно, закроется 20% предпринимателей, уже будет их миллион триста тысяч, условно. Но проверяющих органов, со всеми пожарными и так далее – их 300 тысяч. И попробуй каждого проверь, ведь кто-то зарегистрирован в Крыму, кто-то – на временно оккупированных территориях. Ну, это невозможно, зачем говорить то, чего сделать нельзя. Конечно, будет ухудшение. Однозначно будут сокращать штаты, будут переводить на неполный рабочий день и так далее и так далее. Нельзя взять с худой коровы 6 литров молока. Ну, нельзя, хоть и очень хочется.

— Вы говорили, что программ поддержки в госбюджете на 2017 год нет, а что тогда есть?

— Внутри страны ничего нет. Вот этот бюджет, который принят, он сделан для внешних кредиторов в большей степени. Да, там есть социальные нормы, но в большей степени, мне кажется, нужно разговаривать с народом, прогнозировать последствия той или иной законодательной инициативы. А бюджет маловыполним и в большей степени он принят для того чтобы получить очередной кредит.  

Читайте также по теме
ГолосUA
09:46 20/07/2024

Кабинет министров Украины предлагает включить в перечень обязанностей налогоплательщиков проводить по требованию...