- Нынешний налоговый кодекс Украины не нуждается в кардинальной переработке: для того чтобы оптимизировать фискальное поле, необходимо сбалансировать механизмы системы и улучшить администрирование налогов. Кроме того, идея обязательного декларирования доходов и расходов граждан должна ограничиться предпринимательским кругом, а не принимать общенационального масштаба. Об этом в интервью ГолосUA сообщил партнер, руководитель налоговой практики компании Baker Tilly Рустам Вахитов.
- — Недавно Министерство финансов разработало документ под названием «Концептуальные принципы реформирования налогового законодательства», который предполагает введение ежегодного обязательного декларирования доходов и расходов граждан. Как вы оцениваете эту инициативу?
- — Это не новая инициатива, ранее прежнее руководство страны разрабатывало аналогичный акт. Декларирование расходов представляет собой другую сторону налогового учета. Логика состоит в том, что если у декларанта нет доходов, но при этом фиксируются большие расходы, то факт уклонения от фискальных обязательств становится очевидным. Разработка таких документов являются рациональным подходом к проблеме. Но тут есть минусы. Так, Россия совершила несколько попыток ввода общенационального декларирования активов и пассивов граждан, однако эти начинания провалились, так как профильные органы не смогли обработать столь масштабный массив данных. В связи с этим РФ отказалась от идеи общенационального декларирования, ограничившись контролем над депутатами и госслужащими: каждый год они подают декларации о доходах и имуществе. Если в Украине такие меры будут внедряться, то, наверное, нужно их реализовывать не тотально и всеобъемлюще, а в рамках определенного класса людей: предпринимателей и инвесторов, которые располагают активами за рубежом.
- — В рамках сотрудничества между Украиной и МВФ, налоговая и таможенная службы страны будут подавать в фонд информацию о собранных налогах, таможенных платежах и предоставленных льготах и возмещениях. Нужна ли такая мера?
- — Эта мера имеет логическое обоснование. Кредитор и сама Украина получат дополнительный канал мониторинга фискальной ситуации. Фонд хочет видеть динамику, насколько эффективно или негативно реализуется процесс. Эта мера позволит фонду лучше следить за тенденцией.
- — Украина договорилась с МВФ о кредите и взяла на себя рад обязательств, выдвинутых фондом. Среди требований институции – пересмотр налоговых льгот и отказ от возращения НДС аграриям. Если отечественный АПК лишится существующей поддержки государства, что его может ожидать?
- — Сейчас государство поддерживает аграриев и разрешает фактически не платить им налоги. Украинский агропромышленный комплекс является одним из стабильных и мощных секторов отечественной экономики, но если на него повесить достаточно большую налоговую нагрузку, то мы получим с одной стороны новые поступления в бюджет, с другой — отрасль станет менее привлекательной для инвесторов. ЕС, например, располагает мощной аграрной отраслью и она также при определенных обстоятельствах получает льготы, но все же в еврозоне доминирует принцип равенства налогообложения (должна быть очень серьезная причина, по которой аграрный бизнес будет платить меньше налогов, чем остальное предпринимательство). Что касается Украины, то тут нужно сохранить инвестиционную привлекательность. Да, придется согласиться с некоторыми требованиями МВФ, но все налоговые льготы ликвидировать, на мой взгляд, не стоит. Повторюсь, отечественный АПК выступает мощным сектором украинской экономики, который позволяет бизнесу зарабатывать деньги.
- — Как вы видите эффективную борьбу с теневым рынком подакцизных товаров. Недавно правительство высказалось за ввод электронного акциза. Как вы думаете, он может существенно изменить ситуацию?
- — Хочу сказать, что многие страны с развитой экономикой не используют практику электронного акциза. Вообще борьба с теневым рынком подакцизных товаров предполагает традиционный подход — это усиление мер по борьбе с контрабандой, это количественный контроль над производителем и применение санкций, в случае сокрытия объема выпуска подакцизного товара. Если силовики по итогам проверок посадят за решетку десяток правонарушителей, то это даст соответствующий пример и сигнал рынку. То есть, тут волшебного секрета нет, просто нужно более качественно администрировать этот налог. Тут действуют простые механизмы — от контроля и искоренения коррупции, до банального вознаграждения за информацию о нелегальных схемах. Нужно изучать европейский опыт. 50 лет назад европейские страны имели те же проблемы, которые сейчас существуют в Украине, и я не вижу, что Украина концептуально отличается от Европы.
- — Недавно правительство заявило, что планирует разработать новый Налоговый кодекс. Как вы считает, нынешний кодекс действительно нужно менять?
- — Если быть честным, то совершенных налоговых кодексов не существует. Есть два подхода в составлении данного документа. Первый манифестирует простоту и понятность и, надо сказать, Украина обладает несложным налоговым кодексом (в то время как во многих европейских странах достаточно запутанное налоговое законодательство). Второй диверсифицирует инструменты фискальной системы, что позволяет точечно воздействовать на экономику и стимулировать социальную сферу и национальное производство. Поэтому тут надо найти разумный баланс между простотой и гибкостью. Основная проблема украинской налоговой системы это не ее сложность, а администрирование. То есть нужно повышать собираемость налогов, нужно бороться с уклонением от уплаты налогов. Украинское налоговое законодательство типично для восточной Европы – небольшое число налогов и относительная простота и тут, я думаю, что-то радикально менять не стоит.
В ряде стран Европы прошло масштабное расследование преступного сговора с целью уклонения...