Раиса Рязанова: «Меньшов сделал работу в «Москве слезам не верит» незабываемой»

Раиса Ивановна сыграла в легендарном советском фильме одну из трех подружек, покорявших Белокаменную – Антонину. На сегодня за плечами у актрисы фильмография,  насчитывающая около двух сотен фильмов! Раиса Рязанова до сих пор активно снимается в кино, а все свое свободное время проводит на любимой даче. Пообщаться с актрисой «ГолосUA» удалось в Минске во время ее очередных  съемок.

СЦЕНАРИСТЫ НЕ ВСЕГДА РАЗБИРАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО ПИШУТ 

— В новой картине «Долгая дорогая домой» вы играете врача, который поднимает на ноги главного героя после того, как его едва не убили. По сути,заново учит его  ходить, говорить, как несмышленыша. Приходилось ли консультироваться со специалистами? Все-таки в работе таких специалистов есть своя специфика…

— Я знаю случаи, когда, глядя очередной фильм о себе, врачи, летчики, военные сидят и смеются. Потому что все фальшиво. Терминология другая. Какая-то фраза сказана крайне серьезным тоном,  которая по сути означает какую-то пустяковую вещь. Актер этого не знает и выглядит смешно. Моя героиня если и кричит —  «санитаров, быстро» — я понимаю, что именно так бы отреагировал врач, здесь не нужно каких-то специальных знаний. А вот когда она прописывает пациенту лекарство – другое дело. Здесь ошибиться нельзя. Бывало и переозвучивали, когда выяснялось, что препарат я выписала, увы, не тот. К сожалению, сценаристы не всегда досконально разбираются в том, о чем пишут.

— Часто попадали в ситуации, когда сценаристы вас «подставляли» таким образом? Пропишут не то лекарство, еще что-то не учтут…

— В моих ролях, как правило, нет. Потому что они такие земные, такие незаковыристые. Там где-то в чем-то ошибиться – просто невозможно. Предположим, стоит моя героиня на грядке с луком – ну что она такого может сказать, чтобы в чем-то там погрешить против истины? Что-то от себя добавлю, что-то перефразирую. Порой переписываю текст, чтобы он был хотя бы произносимым, а то ведь иногда такое напишут – язык заплетается!  Прочитать-то его можно, а произнести…    

— Ваша героиня делает весьма сильный поступок – в ущерб своим интересам, в ущерб интересам дочери, которую очень любит – позволяет себе быть до конца честной с главным героем. Доводилось подобные поступки совершать в жизни? 

— А я и в жизни поступила бы точно так же. В любой ситуации я пытаюсь поставить себя на место человека, который пытается у меня спросить какого совета, попросить помощи.  

— Во время съемок хочешь не хочешь возникает множество пауз – вы все время пытаетесь их чем-то занять…

— Я не редко во время съемок, особенно если это какой-то долгоиграющий сериал, еще и вязать успеваю.  На той же « Не родись красивой» чуть ли не всей группе носочки связала.  Говорю: «ребята, купите пряжу, и я буду сидеть и вязать». И вязала. Мне даже шаль заказали большую – справилась. Когда что-то делается удовольствием, то это делается быстро.

— Читала, что вы много времени проводите на своей даче…

— Люблю ее просто до беспамятства. Огород, небольшой садик. Выращиваю, ухаживаю, консервирую потом…

— Раиса Ивановна, а зачем вам все это? Купить ведь огурчики или картошку не в пример проще, да и дешевле, наверное… 

— Да, можно действительно пойти и купить. Но, когда яблоки падают и я вижу, что это все зрелое, вкусное лежит на полу — не могу мимо пройти. Я тут же собираю, полный подол. Все в соковыжималку, делаю соки, компоты. Потом друзей, родню угощаю…

ПОСТАРЕВШЕГО ПОРТОСА УЖЕ ЖАЛКО 

— Юнгвальд-Хилькевич отважился после своих легендарных «Мушкетеров» вновь собрать «старую гвардию» и снять «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Фильм, естественно, не получился и на десятую часть столь же популярным, как первый…

— Ну, так ведь старые уже люди. Чего ж вы хотите… Понимаете, вот собирается компания, добрая, хорошая на какую-то вечеринку, как когда-то вместе. И все друг друга сто лет как знают и место то же, и закуски такие же – а нет той атмосферы, что раньше. Вот, не сверкнуло что-то, не заискрилось. И не получается уже ничего. Да, по правде-то говоря, они уже не мушкетеры, которых мы помним, — уже старые деды. Тот же Боярский. Смехов еще хорошо сохранился. Уже смотришь на Портоса, скачущего на лошади, и его становится жалко, и кобылу его – тоже жалко…  

— То есть, если бы вам предложили сняться в продолжении «Москва слезам не верит» вы бы отказались? 

— Предлагали, была уже такая идея, но как видите, так и осталась идеей. И, наверное, это хорошо. Ну чем бы мы занимались в современной Москве, когда нам уже по 60? Фильм тогда уже нужно было бы снимать про наших детей. Со всеми этими айфонами, айпадами и прочими штуками.  Вот только это была бы уже не «Москва слезам не верит», а какой-то совсем другой фильм.

— Чем вам больше всего запомнилась работа в «Москве…»

— Пожалуй, атмосферой. Это все благодаря Меньшову. Вообще, атмосфера на площадке во многом зависит от режиссера. А от атмосферы, во многом зависит, насколько хорошо сыграют актеры… У нас была отличная атмосфера на площадке! Меньшов-то по профессии актер, да еще и сценарий переписал сильно – он отлично понимал, что нужно для актеров. Но и вольницы у нас, по сути, не было. Все четко по сценарию. Просто он это делал как-то без давления, не сбивая настроя. Мы не работали – мы жили на площадке.  Работать было очень комфортно.

— Раиса Ивановна, с вашим опытом работы в кино наверняка поездили по миру, не поверю, если скажете, что не бывали в Киеве. Есть любимые места в нашем городе? 

— Город видела, но чаще всего из окна автомобиля.  Очень давно была в Лавре, спускались в пещеры, заходили в подземный храм. Но второй раз, пожалуй, уже не пойду. Очень впечатлила Родина-мать с мечом, мы жили неподалеку, внушает какой-то трепет, уважение, гордость…

Читайте также по теме