Римма Зюбина: «Кому-то выгодно, чтобы публика превратилась в толпу с низкосортным вкусом»

Прима Молодого театра Римма Зюбина давно стала талисманом для режиссеров. Ее имя на афише работает на театральную кассу, а участие в фильмах дарит успех у зрителей. И все это благодаря неуемной творческой энергии и неисчерпаемому любопытству к жизни актрисы. Римма напоминает горный ручей, который бьет ключом в ее родных Карпатах. И режиссеры это активно используют. Не удивительно, что любимой зрителями стала ее Лиля в «Женской интуиции», а театралы по несколько раз посещают «Четвертую сестру», где актриса с блеском воплотила образ Тани, а также драму «В моїм завершенні початой мій», где у Риммы королевская роль Марии Стюарт. Но актрисе не чужды и гражданские порывы. Она всегда там, где нужна ее помощь в благотворительных акциях, творческих собраниях, или как сейчас – на Майдане, для участников которого Зюбина варит бульон и нарезает бутерброды.
«Актер зависит от общества»
— Римма, как актеры переживают нынешний политический кризис в стране?
— Каких-то специальных заявлений от Союза театральных деятелей не прозвучало. Но я знаю, что многие актеры активно проявляют свою гражданскую позицию. Вчера мы с Сергеем Проскурней вышли на сцену, и прочитали обращение к народному вече от театральных деятелей. Его текст во многом связан и с нашей профессиональной работой. Ведь артисты знают, что такое безразличное отношение власти к искусству, цензура, отсутствие финансирования театров, и как работать в ситуации, когда вкус зрителя испорчен до безобразия. Актер больше всего зависит от общества, в котором живет, и зрителя здесь меньше всего можно обвинять. Просто кому-то очень удобно, чтобы публика превратилась в толпу, способную воспринять только низкосортный продукт. Чтобы театр потерял свое предназначение места, где со зрителем происходит духовное перерождение, изменяется его сознание. А когда театр превращается в развлекаловку, куда можно прийти и отдохнуть, то это печально. Для этого ведь существуют другие учреждения.
— Портят вкус зрителя нынешние киносериалы, в которых вы тоже активно снимаетесь…
— Ну не так уж часто я там снимаюсь… В этом году кипела работа над фильмом Анатолия Матешко «Трубач», в котором я играю роль директора детского дома творчества. Это полнометражная картина на украинском языке, которая будет демонстрироваться в кинотеатрах. Жанр — лирическая музыкальная комедия, о том, как одаренные дети влюбляются, пишут музыку, бастуют против нового руководителя оркестра, который приходит на смену заболевшему. В прошлом году у меня были еще две роли: одна в фильме Оксаны Байрак. Там я играю женщину, получившую из Афганистана известие, что муж пропал без вести. Потеряв надежду, она выходит замуж за другого человека, но тут ее любимый возвращается домой. А вторая роль в ленте Олега Туранского, где я снялась в роли женщины, муж которой взял огромный кредит и пустился в бега.
/> — Фильмы Оксаны Байрак сделали вас популярной на всю Украину и даже СНГ, ведь они до сих пор демонстрируются на российских каналах…
— Да, телефильм «Женская интуиция» видели, наверное, все. Но сейчас меня узнают скорее по программе «Анекдоты по-украински». Часто просят рассказать новый анекдот. Это мне напоминает историю народного артиста Валерия Шептекиты. После участия в рекламе он возмущался: «Я снялся в сотне фильмов, сыграл в 300 спектаклях, а меня узнают по рекламе чипсов!» Но мне также говорят, что знают меня по спектаклю «Четвертая сестра», «Дядя Ваня»… Когда тебя ценят, как театральную актрису, это дорогого стоит.
«Меня как актрису создал Станислав Моисеев»
— Какие у вас критерии отбора ролей, все ли вы соглашаетесь играть?
— Что касается амплуа, то я стремилась стать универсальной актрисой, которая может играть любую роль. Я считаю, что в современном театре актер должен уметь все. У меня первоначально были только драматические образы. Но кино подарило мне комедийные и характерные роли, и потом мне стали их предлагать в театре. Я стараюсь делать все от меня зависящее в спектакле, но актер очень зависит от режиссера. Бывает, что тот просто не справился с драматургией, а бывает наоборот: читаешь пьесу, и тебе кажется, что это ужасно. А потом приходит режиссер и так ее переворачивает, что все выстраивается в стройную систему, и спектакль становится любимым.
— Можно сказать, что актрису Римму Зюбину создал ее муж – режиссер Станислав Моисеев?
— Можно! Он впервые меня увидел шестнадцатилетней студенткой Ужгородского культпросветучилища. Станислав Анатольевич тогда был художественным руководителем Закарпатского драмтеатра, и наш курс весь был в него влюблен. Там тогда работал и наш Алексей Вертинский. После 3 курса руководство училища неожиданно направило нас на прослушивание в театр, чтобы после диплома распределить на работу. Мы совершенно не успели подготовиться, кто-то недоучил программу. Но вынуждены были идти пробоваться. У меня от всего этого на нервной почве пропал голос. Поэтому Моисеев мое прослушивание перенес. Я пришла через неделю хорошо подготовленной –у меня был танец, песня, драматическая программа. И меня в 17 лет пригласили в штат театра. Но в то время мне совсем не хотелось работать в Закарпатском театре – казалось, что я там останусь на всю жизнь.
— Манила столичная перспектива?
— Конечно! Но я не поступила в театральный институт из-за отсутствия темперамента (смеется). И тогда я пошла в институт культуры к педагогу Дмитрию Чайковскому. У меня был красный диплом, поэтому я сдавала только первый экзамен – режиссура и актерское мастерство. После оценки «Отлично» меня сразу же зачислили на 1 курс. Я была счастлива! Но когда стала учиться, то поняла, что профессии меня гораздо больше научило училище, а тут я попросту теряю время. Нам читали такое количество идеологических предметов! А вот занятий по режиссуре было катастрофически мало… На майские праздники я приехала домой и встретилась с Моисеевым. Он дал мне почитать пьесу и пригласил на работу в театр. Героиня была удивительно похожа на меня, а моего папу должен был играть Алексей Вертинский. Словом, эта встреча заставила меня задуматься о будущем. И я написала на листе бумаги все плюсы и минусы этого решения. Напротив Киева у меня были стояли светская жизнь, встречи с друзьями, возможность посещать спектакли и концерты, а напротив Ужгорода только одно слово – театр. Я прорыдала несколько дней, но сказала «да», а в институте перевелась на заочную форму обучения. НО успела сыграть в Закарпатском театре только две роли, а потом Моисеев уволился, и мне пришлось искать работу, потому что ждать второго такого режиссера было бессмысленно.
«В Киеве я работала в пяти-семи театрах»
— Снова поманил Киев?
— Да, я устроилась в театр-студию, которым руководил Константин Дубинин. Потом мне посоветовали пойти на прослушивание в ТЮЗ, и параллельно я прошла пробы в фильме Дмитрия Томашпольского. Так в один день я оказалась в театре у Виктора Гирича и в настощем кино. Это было невероятно! Я ведь даже чемоданы не распаковывала, а папа ежедневно звонил: «Риммочка, ты уже поигралась в самостоятельность, а теперь возвращайся домой» Но моя жизнь в Киеве уже завертелась! После ТЮЗа я перешла в Киевский театр драмы и комедии. А потом пошла в театральную студию, так как была увлечена идеями польского режиссера Ежи Гротовского. Мне хотелось избавиться от штампов в творчестве. Но тут в Киев приехал Станислав Моисеев и предложил мне поработать с ним в театре «Браво». В «Сузір`ї» и в «Золотых воротах» у меня тоже была работа. Был период, когда я одновременно сотрудничала сразу с пятью киевскими театрами. А в Молодой театр я пришла через год, когда Моисеева назначили художественным руководителем. Но к тому времени мы уже успели стать мужем и женой (улыбается).
— Сбылась мечта каждой актрисы – выйти замуж за режиссера!
— Я выходила замуж за любимого человека, и это было самое главное. А то, что муж — талантливый режиссер, прекрасно! Мы долгое время запрещали себе говорить дома о театре, хотя потом все равно нарушали табу.
— И лучшие ваши роли в Молодом театре тоже в спектаклях мужа…
— Может быть потому, что он был лучшим режиссером этого театра? (улыбается) Но я никогда не просила у него роли. Для Моисеева превышего всего были интересы спектакля, и он выбирал именно тех актеров, которые подходили больше всего. К тому же ему нужно было обеспечить работой всех артистов труппы, и если у кого-то давно не было работы, то приоритет был у этого человека. Ведь я жена, и всегда его пойму.
«Для имиджа моего мужа будет лучше, если я не буду работать в театре Франко»
— А как вы репетируете вместе?
— Наши рабочие отношения очень корректны. Я всегда называю мужа по имени-отчеству и не позволяю себе никаких личных выяснений.
— В прошлом году Станислав Анатольевич перешел в Национальный театр имени Ивана Франко. Поменялось к вам после этого отношение в родном театре?
— Да, поменялось. С одной стороны мне стало легче, потому что я могу свободнее выражать свою позицию, не думая о том, что как это отразиться на престиже моего мужа. Но с другой стороны — ко мне изменилось отношение людей, которых я всегда считала своими друзьями. Мне было очень больно. Оказалось, что они видели во мне жену художественного руководителя, и поэтому проявляли дружеские чувства. А теперь это уже не обязательно…
— У вас есть сейчас возможность перейти в театр Франко?
— Да, есть. Но в тот день, когда Моисеев позвонил с известием о его назначении художественным руководителем Национального театра, я ему сказала: «Не уверена, что тебя нужно поздравлять, но я за тобой туда не пойду». Я убеждена, что для его имиджа, спокойствия, и пресечения различных слухов и разговоров, мне туда переходить не стоит. Впрочем, у меня была возможность стать франковской актрисой еще 20 лет назад. Тогда Дмитрий Черепюк ставил «Лесную песню» и звал меня на роль Мавки. Но я не мечтала о большой сцене, а бредила идеями Гротовского. Если тогда я отказалась от этой возможности, то тем более, нет смысла делать это сейчас — в статусе жены художественного руководителя, когда тебя совсем не ждут. Лучше я буду встречаться с любимыми актерами на съемках фильмов или на театральных премьерах.
— Есть роль, о которой вы мечтаете?
— В театре у меня списка желанных ролей нет, а в кино хотелось бы сыграть Квитку Цисык. В этом году с моей легкой руки «Коронация слова» объявила о конкурсе на лучшее произведение об этой певице. Я должна сама определить победителя. Надеюсь, что появится хорошая поэзия или проза, которая вдохновит меня на сценарий. Очень хочется, чтобы о Цисык сняли фильм. Это удивительная личность. Мне очень близка история ее жизни, когда она отказалась судиться за песню «Ты освещаешь мою жизнь», удостоенную «Оскара». Перед церемонией продюсеры фильма не поладили, поэтому на вручении статуэтки ее спела другая певица. И Квитка, которая родилась и жила в Америке, эту ситуацию отпустила. Хотя появление на «Оскаре» могло изменить всю ее жизнь, ведь сингл очень долгое время держался на первых позициях во всех музыкальных чартах. Но мне это понятно. Возможно, и я бы так поступила. В любой ситуации нужно в первую очередь оставаться человеком.

Читайте также по теме