24 февраля народный депутат Верховной Рады Украины от фракции «Блок Петра Порошенко» Александр Сугоняко написал заявление о выходе из фракции БПП. Недавно фракцию БПП покинул также Сергей Каплин. В то же время, в случае, если в парламенте не будет сформирована новая коалиция, вследствие выхода из нее фракций «Самопомич» и Батькивщина, вполне вероятны досрочные выборы в Раду. О причинах выхода депутатов из БПП и последствиях этого корреспондент ГолосUA узнавала у главы Агентства социальных коммуникаций Сергея Белашко.
— Сергей, что за процесс происходит во фракции БПП? Почему оттуда уходят депутаты?
— По этому поводу вспомнился известный питерский анекдот: «Интеллигентов в Питере и сейчас много, а мест в трамваях не хватает». Украинская экономика постоянно сужается, «кормовая база» стала на треть меньше. А аппетиты у депутатов растут. Естественно, что «передел» пирога, который становится все меньше, происходит все более жесткими методами. Все понимают, что Порошенко, Кононенко (Игорь Кононенко — ред.) и Ковальчук (Виталий Ковальчук — ред.) вряд ли будут отрывать что-то от себя и отдавать таким депутатам, как Сугоняко.
С другой стороны, все видят, что рейтинг президентской партии, хоть и самый высокий, сейчас ниже, чем был во время парламентских выборов. По последней социологии от КНИСа, в пересчете на тех, кто пойдет на выборы, он составляет лишь более 16%. Это значит, что при досрочных выборах не все действующие депутаты попадут в парламент. И не все пройдут по каким-то округам, потому что «проходных» округов, при том, что на каждом по три-четыре основных партии, 10-15%. А БПП проводил в Раду мажоритарщиков именно за счет вот этого «растягивания» голосов. Если это делается в ситуации, когда рейтинг БПП выше, чем у остальных, такой кандидат проходит. А когда примерно одинаковые по популярности кандидаты от БПП, «Батькивщины» и «Оппоблока» — появляется «лотерея».
— Вы упомянули о снижении рейтинга БПП. Депутаты «бегут с тонущего корабля»?
— Фактически, мы возвращаемся в ситуацию, которая была в Украине 10 лет назад — «любі друзі”, разоблачающие один другого. Но Порошенко «сам себе Ющенко», и приостановить узурпацию полномочий, происходящую сейчас — очень сложно.
Этим занимались все украинские президенты — «перетягиванием одеяла» — вмешивались в работу госкомпаний и силовых структур, находящихся вне сферы их компетенции. Любой президент пытается «подмять» под себя и прокуратуру, как орган расправы с неугодными. У Кучмы была программа «Порядок и порядочность», затем — “Шляхом ліберальніх ринкових перетворень». Эта ситуация все повторяется: программа «5Д» у Леонида Кравчука, «10 шагов навстречу людям» у Ющенко, «Почую кожного» у Януковича, есть своя программа и у Поршенко…
На фоне этого происходит консолидация верхушки пропрезидентской партии. Однако, все больше людей в БПП понимают свою невостребованность, что для Президента они — просто «попутчики», которые по сигналу должны голосовать в парламенте за какие-то законы, выступать по телевидению в защиту программы партии.
— Это все — политический пиар?
— Да. Я когда-то делал анализ: из «10 шагов навстречу людям» Ющенко сделал полтора. А если бы сделал хотя бы 8 — мы бы сейчас жили в другой стране.
— Какой может быть дальнейшая парламентская судьба депутатов, покидающих БПП?
— В Раде есть несколько депутатских групп, где и зарплату неплохую платят, и люди получают возможность доступа к неким, скажем, общественным ресурсам. Это те же «Воля народа», «Відродження”.
— Для бывших членов фракции БПП это — более «теплые» места?
— Вопрос даже не в экономической привлекательности. Понятно, что всегда выгоднее быть в президентской партии и партии премьера. Эти группы влияния получают больше от «дерибана» общественных благ. Но депутаты оттуда уходят, потому что те, кто сидит наверху, не хотят делиться.
— Что дальше будет происходить с БПП? И как это отразиться на судьбе коалиции?
— Коалиционное соглашение подписывается индивидуально. Те, кто его подписал, также в индивидуальном порядке должны отозвать свои подписи. Член коалиции может переходить из одной фракции в другую, отменили же норму, при которой по выходе из фракции человек должен сложить депутатский мандат. Каждый теперь «сам себе дирижер». И уже «некошерно» называть их «тушками», как это было раньше… Теперь уже демократические партии перекупают депутатов с меняющейся политической ориентацией друг у друга.
К тому же, «кнопкодавы» не будут делать никаких «телодвижений», чтобы ускорить досрочные парламентские выборы. Они заинтересованы, чтобы существовало как можно более глубокое и широкое парламентское «болото».
— Их интересы в этом вопросе совпадают с точкой зрения Президента?
— Не факт, нельзя сказать, что Президент заинтересован в выборах, но предвыборные стратегии на бумаге уже формируются полным ходом. Уже пошли торги, кто попадет в список, а кто еще куда-то. Становится очевидно, что коалиции в реальности нет. Да у нее не было реальной программы действий: когда стало необходимым проводить какие-то решения в интересах общества, оказалось, что это никому не нужно.
— Можно ли назвать происходящее в БПП распадом?
— Нет никакого распада БПП. Есть отдельные люди, которые выходят из фракции. Те, кому не хватает благ при их распределении, обижаются. Это — индивидуальные истории. Кто-то хотел «хапнуть» какой-то завод на Сумщине или Кировоградщине, а его отдали товарищу, который оказался более убедительным в отношении с теми, кто принимает решения. Это, фактически, система феодализма: когда какой-то вассал не чувствовал, что отношения с сеньором дают ему защиту и выгоду, искал другого. Либо — становился «Дон Кихотом». Так и эти депутаты. Они выходят из фракции, и будут требовать бонусы за каждое голосование «поштучно».
БПП — ситуативное объединение. С таким же успехом эти же депутаты могут быть и в «Народном фронте» или «Самопомочи». Они могут мигрировать куда угодно. Но, скорее всего, будут накапливаться в так называемых парламентских «отстойниках», таких, как «Воля народа» и «Відродження”.