- Какие изменения в ПДД планируется рассмотреть в ближайшее время, изменятся ли размеры штрафов для водителей, какие профилактические меры предпринимаются ГАИ для безопасности на дорогах. Об этом и многом другом в интервью ГолосUA рассказал начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины Сергей Будник.
- — Сообщения в СМИ о количестве аварий со смертельным исходом похожа на «фронтовую сводку»…
- По оценкам Всемирной организации здравоохранения ежегодно на планете в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более 1 миллиона человек и 50 миллионов получают серьезные травмы и, к сожалению, Украина не является здесь исключением. Несмотря на значительное улучшение дорожной безопасности состояние аварийности в Украине все еще вызывает серьезное беспокойство. За 10 месяцев текущего года на автодорогах зарегистрировано 24,7 тысячи ДТП в которых погибло 3,7 тысяч человек, а 30,6 тысяч – серьезно пострадали. Но, стоит отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество ДТП с пострадавшими уменьшилось почти на 2%, погибших — на 11,7 %, а травмированных — на 1,5 % меньше.
- — А, собственно, что способствовало уменьшению цифр: сознательность водителей, профилактика…
- Под патронатом Кабинета Министров Украины, в рамках провозглашенного Генеральной ассамблеей ООН Десятилетия безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.) в Украине проходит неделя безопасности. Его основная задача — консолидация сил государственных институтов, общественных организаций, научного сообщества и общественности для принятия реальных мер по повышению уровня безопасности дорожного движения. В течение ближайшей недели у нас также пройдут научные и практические конференции, круглые столы посвященные безопасности на дорогах. В частности, в департаменте ГАИ запланировано Национальный круглый стол на тему: «Безопасность дорожного движения» в рамках совместного проекта «Безопасные села» Европейского банка реконструкции и развития. Развернутая широкая информационная кампания, организованы различные профилактические акции, целевые операции «Пешеход», «Пьяный за рулем — преступник», «Безопасная скорость» и т. д.
- — То есть причины аварий все те же: пьяные водители и превышение скорости?
- Основными причинами аварий с жертвами является превышение безопасной скорости движения -почти 25,% от всех ДТП, а также нарушение правил маневрирования — 21,3 %. Среди прочих причин: нарушение правил проезда перекрестков (7,6 %); несоблюдение дистанции (6,9 %), управление транспортным средством в нетрезвом виде (6,5 %). Мы убеждены , что качественная реализация круга задач позволит существенно изменить ситуацию с дорожно-транспортной аварийности в Украине, приблизив наше государство к европейскому уровню безопасности и комфорта на дорогах.
- — Мы говорим сейчас о последствиях. Но есть и превентивные меры. Такие, как увеличение штрафов, возвращение постов ГАИ, фотофиксация нарушений. Сейчас об этом ходит множество разговоров.
- Что касается фотофиксации нарушений. Согласно национального плана действий, утвержденного указом Президента Украины на 2014 г., разрабатывается законопроект о восстановлении автоматической фиксации нарушения ПДД, без участия должностного лица стационарными приборами фото и видеофиксации. Сегодня в Киеве мы тестируем 4 системы, которые дают возможность фиксировать конкретные нарушения правил дорожного движения, в том числе с дополнительными функциями считывания номерных знаков и скажем, отслеживания оперативной обстановки для нужд органов безопасности граждан и охраны общественного порядка. Стоимость проекта варьируется от 200 миллионов долларов до 200 миллионов евро. Но называть сейчас конкретную сумму и сроки введения фотофиксации я бы не стал.
- — Сейчас много разговоров ходит о том, что в ПДД будут вноситься серьезные коррективы…
- Опять же поправлю вас – никаких изменений правил дорожного движения в ближайшее время мы не планируем. Речь идет об общественном обсуждении, сборе предложений и замечаний, которые мы хотим унифицировать. В этом году изменений мы не планируем, но нарабатываем на следующий год и в случае необходимости будем их вносить. Мы рассматриваем вопрос относительно снижения скорости в населенных пунктах до 50 километров в час. Также рассматриваются изменения в ПДД в части обязательного использования шин по сезону, использование светоотражающих элементов пешеходами и светоотражающих жилетов водителями, если они выходят на дорогу в темное время суток.
- — Вы неоднократно говорили о том, что будут пересмотрены штрафы…
- Да, действительно, мы предлагаем увеличить штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения, а Кабинет министров Украины одобрил данный законопроект. Например, за превышение норм и стандартов тонирования стекла. Действующие стандарты предусматривают светопропускание лобового стекла на уровне 75%, а остальных — не менее 70%. При этом за нарушение данной нормы предлагается увеличить штраф с 340-425 грн до 510-680 грн. Штрафы также предусмотрены за неисправности тормозной и рулевой систем. Кроме того, предлагается увеличить штрафы за нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами – с 51-85 грн. до 85-170 грн.
- За установку внешних световых приборов, не предусмотренных конструкцией транспортного средства и не соответствующих стандартам предлагается установить штраф в размере 510-595 грн. А с 15 апреля 2013 г. вступили в силу изменения, которыми запрещается устанавливать на проезжей части какие-либо конструкции, препятствующие парковке автомобилей, за это предлагается установить штраф 340-510 грн. для граждан и 510-680 грн. для должностных лиц.
- — А что касательно возможного возвращения ТО?
- Не мы отменяли техосмотр и не нам его возвращать. Это не наша инициатива. Мы просто констатировали факт, что, к сожалению, техническое состояние транспортных средств, находящихся в личном пользовании, ухудшается и влечет за собой увеличение количества ДТП. Кроме того, граждане сами поднимали вопрос о необходимости возвращения техосмотров. Но ГАИ в этом процессе не участвует, и участвовать не будет. Законопроект, вынесенный на рассмотрение Верховной Рады, предусматривает утверждение Кабмином положения о запрете эксплуатации транспортных средств в случаях, перечень которых четко прописан в правилах дорожного движения. Это не значит, что ГАИ будет чаще останавливать машины и не наделит нас дополнительными полномочиями. То есть, говорить о том, что это мы планируем вернуть техосмотры сегодня нет никаких оснований.
В Швеции на окраине города Гетеборг лось забрел на склад магазина с...