Олег Пономарёв
08:03 14/11/2013

С. Будник: «Никто ПДД в Украине пока менять не будет, а вот штрафы могут увеличить»

Какие изменения в ПДД планируется рассмотреть в ближайшее время, изменятся ли размеры штрафов для водителей, какие профилактические меры предпринимаются ГАИ для безопасности на дорогах. Об этом и многом другом в интервью ГолосUA рассказал начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины Сергей Будник.
— Сообщения в СМИ о количестве аварий со смертельным исходом похожа на «фронтовую сводку»…
По оценкам Всемирной организации здравоохранения ежегодно на планете в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более 1 миллиона человек и 50 миллионов получают серьезные травмы и, к сожалению, Украина не является здесь исключением. Несмотря на значительное улучшение дорожной безопасности состояние аварийности в Украине все еще вызывает серьезное беспокойство. За 10 месяцев текущего года на автодорогах зарегистрировано 24,7 тысячи ДТП в которых погибло 3,7 тысяч человек, а 30,6 тысяч – серьезно пострадали. Но, стоит отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество ДТП с пострадавшими уменьшилось почти на 2%, погибших — на 11,7 %, а травмированных — на 1,5 % меньше.
— А, собственно, что способствовало уменьшению цифр: сознательность водителей, профилактика…
Под патронатом Кабинета Министров Украины, в рамках провозглашенного Генеральной ассамблеей ООН Десятилетия безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.) в Украине проходит неделя безопасности. Его основная задача — консолидация сил государственных институтов, общественных организаций, научного сообщества и общественности для принятия реальных мер по повышению уровня безопасности дорожного движения. В течение ближайшей недели у нас также пройдут научные и практические конференции, круглые столы посвященные безопасности на дорогах. В частности, в департаменте ГАИ запланировано Национальный круглый стол на тему: «Безопасность дорожного движения» в рамках совместного проекта «Безопасные села» Европейского банка реконструкции и развития. Развернутая широкая информационная кампания, организованы различные профилактические акции, целевые операции «Пешеход», «Пьяный за рулем — преступник», «Безопасная скорость» и т. д.
— То есть причины аварий все те же: пьяные водители и превышение скорости?
Основными причинами аварий с жертвами является превышение безопасной скорости движения -почти 25,% от всех ДТП, а также нарушение правил маневрирования — 21,3 %. Среди прочих причин: нарушение правил проезда перекрестков (7,6 %); несоблюдение дистанции (6,9 %), управление транспортным средством в нетрезвом виде (6,5 %). Мы убеждены , что качественная реализация круга задач позволит существенно изменить ситуацию с дорожно-транспортной аварийности в Украине, приблизив наше государство к европейскому уровню безопасности и комфорта на дорогах.
— Мы говорим сейчас о последствиях. Но есть и превентивные меры. Такие, как увеличение штрафов, возвращение постов ГАИ, фотофиксация нарушений. Сейчас об этом ходит множество разговоров.
Что касается фотофиксации нарушений. Согласно национального плана действий, утвержденного указом Президента Украины на 2014 г., разрабатывается законопроект о восстановлении автоматической фиксации нарушения ПДД, без участия должностного лица стационарными приборами фото и видеофиксации. Сегодня в Киеве мы тестируем 4 системы, которые дают возможность фиксировать конкретные нарушения правил дорожного движения, в том числе с дополнительными функциями считывания номерных знаков и скажем, отслеживания оперативной обстановки для нужд органов безопасности граждан и охраны общественного порядка. Стоимость проекта варьируется от 200 миллионов долларов до 200 миллионов евро. Но называть сейчас конкретную сумму и сроки введения фотофиксации я бы не стал.
— Сейчас много разговоров ходит о том, что в ПДД будут вноситься серьезные коррективы…
Опять же поправлю вас – никаких изменений правил дорожного движения в ближайшее время мы не планируем. Речь идет об общественном обсуждении, сборе предложений и замечаний, которые мы хотим унифицировать. В этом году изменений мы не планируем, но нарабатываем на следующий год и в случае необходимости будем их вносить. Мы рассматриваем вопрос относительно снижения скорости в населенных пунктах до 50 километров в час. Также рассматриваются изменения в ПДД в части обязательного использования шин по сезону, использование светоотражающих элементов пешеходами и светоотражающих жилетов водителями, если они выходят на дорогу в темное время суток.
— Вы неоднократно говорили о том, что будут пересмотрены штрафы…
Да, действительно, мы предлагаем увеличить штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения, а Кабинет министров Украины одобрил данный законопроект. Например, за превышение норм и стандартов тонирования стекла. Действующие стандарты предусматривают светопропускание лобового стекла на уровне 75%, а остальных — не менее 70%. При этом за нарушение данной нормы предлагается увеличить штраф с 340-425 грн до 510-680 грн. Штрафы также предусмотрены за неисправности тормозной и рулевой систем. Кроме того, предлагается увеличить штрафы за нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами – с 51-85 грн. до 85-170 грн.
За установку внешних световых приборов, не предусмотренных конструкцией транспортного средства и не соответствующих стандартам предлагается установить штраф в размере 510-595 грн. А с 15 апреля 2013 г. вступили в силу изменения, которыми запрещается устанавливать на проезжей части какие-либо конструкции, препятствующие парковке автомобилей, за это предлагается установить штраф 340-510 грн. для граждан и 510-680 грн. для должностных лиц.
— А что касательно возможного возвращения ТО?
Не мы отменяли техосмотр и не нам его возвращать. Это не наша инициатива. Мы просто констатировали факт, что, к сожалению, техническое состояние транспортных средств, находящихся в личном пользовании, ухудшается и влечет за собой увеличение количества ДТП. Кроме того, граждане сами поднимали вопрос о необходимости возвращения техосмотров. Но ГАИ в этом процессе не участвует, и участвовать не будет. Законопроект, вынесенный на рассмотрение Верховной Рады, предусматривает утверждение Кабмином положения о запрете эксплуатации транспортных средств в случаях, перечень которых четко прописан в правилах дорожного движения. Это не значит, что ГАИ будет чаще останавливать машины и не наделит нас дополнительными полномочиями. То есть, говорить о том, что это мы планируем вернуть техосмотры сегодня нет никаких оснований.

Читайте также по теме