С. Доротич: «Компенсации в 8 тысяч гривен дискредитируют бизнес»

В Украине на локдаун закрыты несколько областей страны. В Киеве строгие карантинные меры продлены до 30 апреля. Все это влияет на предпринимательскую деятельность, особенно на торговлю и сферу обслуживания. Как очередной карантин отражается на малом и среднем бизнесе, в интервью ГолосUA рассказывает лидер движения «SaveФОП» Сергей Доротич.

– Сергей, какое влияние на предпринимательскую деятельность оказывает нынешний локдаун? Есть ли какие-то последствия?

– Да, предприниматели протестуют. Иногда находят компромисс с органами местного самоуправления. Обходят в какой-то мере ограничения, введенные Кабинетом министров. Это там, где нормальные руководители органов местного самоуправления, где руководители вместе с общиной. К сожалению, в городе Киеве у нас не так, поэтому с Кличко не удается ничего хорошего сделать для предпринимателей и киевлян. Красноречивым доказательством деятельности мера Киева является «Хрустальный мост», на который Виталий Кличко потратил сотни миллионов вместо того, чтобы создать эффективную медицину в столице. Наш мэр отличается попустительством, если не «крышеванием», застроек в историческом центре на месте уничтоженных исторических достопримечательностей. Он вместо того, чтобы найти возможность для работы предпринимателей усиливает карантин, инициируя перевод с оранжевой зоны в красную. В Киеве предприниматели в немилости, но есть регионы, где местная власть не нас словах, а на деле помогает предпринимателям. В регионах есть руководители, которые реагируют адекватно и ищут компромиссы, многие, слава Богу, понимают, что предприниматели – это основа местного бюджета, и если сейчас уничтожить бизнес-инициативу в регионе, то потом нужно будет очень долго ее восстанавливать, и восстановится ли она вообще.

Центральная власть окончательно утратила доверие предпринимателей. Восстановить ее теперь будет крайне тяжело. Местные советы в регионах в основном на стороне народа и предпринимательства. Сейчас предприниматели выживают, выкручиваются. Следствием некомпетентности и глупости власти становится увеличение теневого сектора. Для него сейчас времена расцвета. Я думаю, для вас не секрет, что можно заказать алкоголь круглосуточно. Скоро, я думаю, таксисты уже будут предлагать, что хочешь, как было в лихих 90-х. Поэтому в принципе ничего хорошего от очередного локдауна от власти ждать не приходится. Власть не сделала выводов из предыдущих ошибок. Это или их тупость и некомпетентность, или спланированная диверсия, покажет время.

– Против чего сейчас больше всего протестуют предприниматели?

– Наш протест продолжается на Майдане Независимости. Требуем сохранить микропредпринимательство, которое уничтожается и фискализацией, и дополнительным администрированием и отчетностью, штрафами и поборами. К этому добавился, конечно же, вопрос с выборочным карантином. Локдауна же нет, а есть выборочный карантин. Для одних карантин, а у других «велюры». Если вы киевлянин, то знаете, какие ночные клубы работают, и работают до сих пор. Ночные клубы работают для избранных, для членов клубов, для так называемой «элиты». Если мы знаем об этих клубах, то знают и правоохранительные органы, но их никто не закрывает, потому что они находятся под «крышей». Больше всего беспокоит коллег такая наглая несправедливость. Микропредприниматели доедают сбережения, а олигархи получают сверхприбыли и жиреют.

– В чем может быть компромисс в плане карантинных мероприятий? Не могли бы привести пример?

– Компромисс может быть такой: если действительно у нас такая угроза, то локдаун должен быть для всех. Итальянский вариант: когда закрыли всех, ездила только «скорая», только полиция, а по домам сидят все – и государственные служащие, и предприниматели, все. И поскольку предприниматели не получают доход, который является фактически их заработной платой, то справедливо, чтоб и государственные служащие посидели на локдауне дома без заработной платы, которую они получают как раз за счет налогов предпринимателей. Посидев на голодном карантине, как предприниматели, возможно, государственные служащие будут более ответственно относиться к своим обязанностям. По крайней мере, не будут закапывать фонд борьбы с коронавирусом в дороги. Это было бы справедливо. Понимаете, когда правила одни для всех, то тогда нравится или не нравится, люди, стиснув зубы, понимают, что это правильно и будут терпеть. А когда кто-то в «Велюре», когда президент, несмотря на карантин, пьет кофе в ресторане, который для него специально открывают и он, не стесняясь, сидит без маски и улыбается, когда мы видим, что они не придерживаются социальной дистанции, а от людей это все требуют, то все заканчивается анархией. Люди видят, что их игнорирует власть, и они начинают игнорировать власть. Начинается теневой сектор, коррупция еще больше мультиплицируется, полиция также видит, что чиновники не то делают, закрывает глаза на нарушения за вознаграждение. Все это очень быстро перерастет в полный хаос, беспорядок, который потом очень тяжело будет остановить.

– Компенсации бизнесу в 8 тысяч, решение о чем недавно приняла Верховная Рада, по-прежнему не спасают?

– Это политический ход по дискредитации предпринимательского сообщества. Власть всегда разделяет и властвует. И так в большинстве общество считает предпринимателей спекулянтами и первыми преступниками, хотя сами просто боятся открыть свое собственное дело и нести за него ответственность. Власть тем самым подливает масла в огонь, дает тех 8 тысяч, которые как мертвому припарка, а предприниматели продолжают дальше протестовать – в Житомире, в Виннице, в Киеве. Идут пенсионеры и говорят: мне как пенсионеру 3 тысячи платят, а им аж 8 тысяч дали, а они еще протестуют, вообще обнаглели. Невдомек пенсионеру, что у предпринимателя постоянные потери при неработающем бизнесе, который власть закрыла на карантин. Это десятки тысяч гривен – налоги, зарплаты сотрудникам, аренда, коммунальные платежи, охрана и т. п. Власть натравливает на предпринимателей пенсионеров и другие слои населения. Так легче отвлекать внимание общества от истинных проблем, от воровства, некомпетентности и коррумпированности наших властей. Но за такую манипулятивную дискредитацию, рано или поздно, нужно будет отвечать. Общество прозревает.

– Много ли закрылось ФОПов на сегодня и какие будут последствия?

– По результатам предыдущих локдаунов закрылось больше 20 %. Приблизительно такое же количество – 15-20 % – находились в стадии замирания. Они смотрели, изменится ситуация или не изменится. Для меня показатель, когда знакомый мне, успешный до недавнего времени ресторатор, сдал давно арендованные площади и сейчас уже даже продает свои собственные, которые были под его сетевыми кафе. В других сферах аналогично, все всё распродают и сворачиваются, или уходят в тень. Экономика схлопывается. Бизнес уменьшает объемы продаж и производства, сокращаются работники, и такие тенденции катастрофически усиливаются.

Главной и желанной для предпринимателей альтернативой локдауну и выборочному карантину должна стать возможность работать. Работать с социальной дистанцией, в перчатках и масках, но работать. Работать, чтобы выжить. И власть должна сделать все, чтобы каждый гражданин имел право на труд, гарантированное Конституцией Украины. Можно жестче контролировать соблюдение всех соответствующих санитарных норм, но нужно дать работать. По крайней мере, если нельзя принимать клиентов, то как-то работать на вынос, что не разрешают в Киеве, умереннее подходить к закрытию базаров. Они все-таки на свежем воздухе, и людей там не так много. Просто нужно быть адекватнее, спуститься на землю, походить, посмотреть, проанализировать.

– То есть по результатам этого локдауна можно ожидать еще определенную часть ФОПов, которые закроются?

– Если локдаун, как говорят, будет продолжаться до середины мая, то я думаю, нам следует быть готовыми к потере еще 15 % бизнес-инициативы. Мы потеряем тех, кто обслуживает население – маленькие магазинчики, сфера обслуживания.

Из позитивов лодкауна можно отметить то, что отдельные сектора сейчас стремительно прибавили – дистанционная торговля, интернет площадки, IТ-индустрия. Вот только на фоне всеобщего падения экономики, падения платежеспособности населения и снижения деловой активности эти тенденции не смогут компенсировать глобальные потери.

Читайте также по теме