Суровая зима и снежная весна позволили скептикам прогнозировать в Украине неурожай озимых и кризис сельского хозяйства в целом. Аналитики скрупулезно пытаются найти выход из патовой ситуации. Однако, как утверждает западная пресса, без помощи ЕС и США нашей стране не справиться с упадком села. О том, истинно ли таковое суждение и какова вообще ситуация в агропромышленном комплексе, «ГолосUA» побеседовал с народным депутатом Украины от КПУ Сергеем Гордиенко.
— Сергей Владимирович, как все-таки повлияли аномальные погодные условия на урожай нынешнего года?
— Урожай нынешнего года – это результат работы аграриев в прошлом году. Чрезвычайно засушливые лето и осень подвергли риску посевную. Поэтому сейчас необходимо внимательно следить, в каком состоянии всходят озимые, в определенной степени пострадавшие и от погоды нынешней весной. Труд жителя села – это всегда риск, поэтому с точностью сказать, каковым будет урожай озимых в 2013-м, нельзя. По прогнозам Министерства агропромышленного комплекса, пересевать такие культуры в целом не придется. Вообще, хотелось бы обратить внимание на то, что, например, крупный агрохолдинг сможет пересеять такие культуры без особенных проблем, а вот мелкий фермер, вложивший в посевную поистине титанический труд, столкнется с массой препятствий, в том числе и финансовых. Это явно не способствует его процветанию, а порой и выживанию. Так что будем надеяться на лучшее.
— А стоит ли ожидать резкого скачка цен на сельскохозяйственную продукцию?
— Цены зависят от целого ряда факторов. Это и ставки по кредитам, и стоимость горючего, и, наконец, работа людей. Так уж получилось, что государство сегодня не в состоянии субсидировать деятельность фермерских хозяйств, которые в буквальном смысле вынуждены влачить жалкое существование. В нынешних реалиях селянин получает мизерную зарплату, а его хозяйство – мизерную прибыль. В условиях, когда растут тарифы, не стоит думать, что цена на продукцию АПК останется прежней. Возможно, скачка не будет, но рост предвидится.
— Кстати, о тарифах. Украинское село также пострадает от требований МВФ?
— Уже пострадало. Международный валютный фонд фактически убил целый ряд отраслей украинского агропрома. Требуя от официального Киева вдвое повысить те же тарифы на газ и электроэнергию, Запад ставит украинского крестьянина на колени. Фермерам нечем платить за свет и топливо, о какой эффективной работе сельского хозяйства здесь может идти речь? Кроме того, стоит упомянуть о разнице во внутренних и внешних закупочных ценах на саму продукцию. Крестьянин вынужден за копейки продавать тот же хлеб, молоко, мясо, овощи, в то время как крупные трейдеры впоследствии сбывают такую продукцию втридорога. И МВФ следит за этой ситуаций.
— Но ведь государство должно как-то стимулировать АПК…
— Безусловно. Вернее, мы все должны подталкивать государство к решению насущных проблем АПК, включая повышение заработной платы и дотаций. Потому что работа на селе никогда не была легкой и высокооплачиваемой. Только тогда мы сможем говорить о каких-либо перспективах в этой отрасли. Обратите внимание, рынок сельскохозяйственной продукции вроде бы насыщен, но из-за низкой покупательной способности граждан она не реализуется в полном объеме.
— Во время своего недавнего визита в Будапешт премьер-министр Николай Азаров заявил о необходимости перенять европейский опыт дотаций для аграриев. Сможет ли такая практика прижиться в Украине?
— Все прекрасно понимают, что дотирование сельского хозяйства осуществляется во всем мире, и Украина не должна быть здесь каким-либо исключением. Я с большой тревогой констатирую: сегодня Украина с ее устремлениями в Европу не обращает внимания на опыт наших европейских соседей в этой сфере. Скажем, в той же Венгрии я спрашивал у своих коллег о положении дел в их аграрном секторе. Они говорят, что ситуация сложная, поскольку более богатые страны ЕС вводят всевозможные квоты на поставку продукции. Другое дело – при Советском Союзе, когда у Венгрии был рынок сбыта и СССР не диктовал свои условия поставок. Например, сегодня Европа берет у венгерского производителя 20 тысяч литров вина, а остальную продукцию уже некуда деть. Европа даст немного денег за то, чтобы остатки этого вина были уничтожены, а ведь это неправильно! Со своей стороны, хочу заметить, что Украина, естественно, должна перенимать лучший европейский опыт поддержки сельского хозяйства. Однако – и самостоятельно бороться за то, чтобы не потерять свои традиционные рынки сбыта. К примеру, мы имели огромный рынок сбыта сахара в России и других странах СНГ, но из-за бездумной позиции эти рынки мы потеряли, и сегодня Украина уже не является ведущим мировым производителем сахара. Это привело к закрытию и упадку крупных перерабатывающих предприятий и заводов, к безработице. Необходимо поддерживать село, и оно поддержит государство.
— А кого именно нужно поддерживать на селе в первую очередь?
— На данный момент мы поддерживаем крупного землевладельца, но никак не простого крестьянина. А ведь именно на обычного труженика села должна быть направлена главная государственная помощь. Нам необходимо укреплять структуры сельсоветов и по мере сил увеличивать заработную плату на селе, увеличивать использование имущественных и земельных паев. Именно в этом – будущее Украины.