С. Гук: «Может появиться новый штамм коронавируса, поражающий другие органы»

В Украине из-за роста заболеваемости на коронавирус собираются вводить тотальный карантин. ГолосUA решил разобраться, нужно ли вводить локдаун, почему люди повторно заражаются коронавирусом и нужно ли делать КТ легких, спросив об этом врача-пульмонолога, заведующую инфекционным отделением «Киевской городской клинической больницы №17», Светлану Гук.

— Светлана, в СМИ прошла информация, что из-за роста заболеваемости коронавирусом больницы критически заполнены, так ли это?

— Не знаю, как в других больницах, могу отвечать только за свое отделение. Наша больница действительно заполнена пациентами. Однако больные выписываются и на их места сразу кладут новых пациентов. Так, чтобы в отделении оставалось свободные места – большая редкость. Зачастую, все освободившиеся места сразу же занимаются новыми больными.

   — Нужно ли вводить в стране локдаун, если ситуация с заполняемостью больниц не такая катастрофическая?

— У нас в больнице полная заполняемость коек. В других стационарах, насколько я слышу, заполняемость коронавирусных коек еще не полная, но не уверена в достоверности данной информации. По моему мнению, места еще не исчерпаны.

При введении локдауна наступит экономический крах страны. Поэтому прежде, чем вводить локдаун, власть должна контролировать соблюдение нынешних карантинных ограничений. В частности, ношение масок и соблюдение дистанции в общественных местах. О каком локдауне может идти речь, если в стране, не работают уже введённые карантинные мероприятия. Их соблюдение должно жестко контролироваться. Возникает вопрос, способны ли украинцы выжить, если в стране введут жесткий карантин?

Кроме того, если у нас вводили карантин выходного дня, то я не понимаю, почему работали супермаркеты. В советские времена гастроном по воскресениям не работал, и в этом ничего страшного не было. У нас, не доходя до локдауна, есть масса провалов на предыдущих ступенях. Поэтому тотальный карантин вряд ли нас спасет, а скорее всего, только добьет экономику.

—  Ведутся разговоры, что на самом деле аппараты ИВЛ не помогают, а людям нужен кислород, о котором не позаботились. Что из этого соответствует действительности?

— У нас в больнице всего хватает. Изначально кислорода было в достаточном количестве. Тем не менее, нам добавляют кислородные баллоны. Также привезли дополнительные генераторы, чтобы не зависеть от электричества, для того, чтобы аппараты искусственной вентиляции легких не прекращали работу при отключении электроэнергии. Кроме того, в нашей больнице нет ограничений по использованию кислорода. Люди не дышат им по полчаса в день. Все пациенты пользуются кислородом в неограниченном количестве.

В домашних условиях люди не смогут пользоваться аппаратами ИВЛ. Это очень сложная процедура, которая требует большого количества расходников и подстраивания под объемы легких пациента. Однозначно данная аппаратура не для домашнего использования. Если говорить про кислородные концентраторы, то они могут использоваться и в домашних условиях. Это аппарат, который работая от сети, генерирует из окружающего атмосферного воздуха кислородную смесь. В ней нуждаются пациенты, находящиеся на условной кислородной зависимости или после выписки, когда инфекция позади, но остаются остаточные явления в виде фиброза легких.  Тяжело переболевшие пациенты еще на протяжении нескольких месяцев могут нуждаться в кислороде. Кислородные концентраторы – выход из сложившейся ситуации.

— Когда в стране будет пик заболеваемости коронавирусом?

Пик ожидается в декабре – январе. Возможно, в феврале. Рано или поздно мы должны достигнуть коллективного иммунитета естественным путем, переболев коронавирусом, или искусственным путем, с помощью вакцинации.

-Почему люди заражаются коронавирусом повторно, и к каким последствиям это может привести?

—  В повторном заражении короанвирусом есть много индивидуальных моментов.  Для того, чтобы разобраться во всех нюансах, нужно проводить генетическое тестирование. Ведь от COVID-19 умирают и семьями, а есть случаи, где заболел только один человек в доме. То есть, все очень индивидуально.

Повторное заражение коронавирусом обсуждается во многих научных кругах. Есть вопросы к иммунному ответу на этот вирус. Иммунитет к этому вирусу, выработанный даже естественным путем, долго не держится. Плюс ко всему, данный вирус является мутирующим. Коронавирус такой же подвижный, как вирус гриппа, от которого есть вакцинация. Однако ежегодно штаммы гриппа меняются, и сама вакцина каждый сезон тоже меняется.  То есть при коронавирусной болезни можно проводить аналогию с гриппом. Один раз вакцинироваться, как от оспы не получится. Это вирус очень изменчивый. Он может меняться в разные стороны. Как в сторону уменьшения вирулентности и агрессивности, так и в сторону увеличения. Мы не можем контролировать мутационные процессы.  Не исключено, что может появиться новый штамм коронавируса, поражающий другие органы и системы.

—  Если в Украине начнется эпидемия гриппа,  к чему это может привести на фоне роста заболеваемости коронавирусом?

— Это усложнит эпидемиологическую ситуацию в стране.  Не могу сказать, достаточно ли закуплено тестов  для диагностики гриппа или же со временем начнутся моменты,  что такие пациенты будут ложно диагностироваться. Например, пациента обследовали на коронавирус, и его не выявили, а на наличие гриппа не проверили. Ничего хорошего не жду.  Это не критично, но добавит путаницы в диагностике. У врачей должна быть возможность быстро диагностировать грипп с помощью экспресс –тестов.

— Действительно ли есть такое понятие, как бессимптомное течение коронавируса?

— Безусловно. Есть люди, которые в силу обстоятельств сдали ПЦР, не имея никаких симптомов. Например, нужно было ехать за границу или делать плановую операцию. Однако человек не имеет никаких симптомов и чувствует себя здоровым. Такие люди на сегодняшний день называются бессимптомными пациентами. Однако, если нет клинической картины, этого человека нельзя назвать больным. Здесь можно говорить лишь о том, что на его слизистых оболочках нашли генетический материал коронавируса. Поскольку он не привел к развитию клинической картины, и скорее всего, не приведет к выработке антител, то такого человека нельзя в полноценном смысле назвать больным. Чаще всего это просто варианты носительства.

— То есть человек не болеет, но может заразить других?

— Об этом давно ведутся споры. Считалось, что люди без симптомов COVID-19, но с положительным ПЦР – тестом, не заражают окружающих.  Потом поступила противоположная информация. Все индивидуально. Если человек не имеет симптомов, но активно чихает, то теоритически может со своей слюной распространить вирус и заразить окружающих. Если у человека нет кашля и чихания, то думаю, что такие люди не инфицируют окружающих. Однако исключить этого никто не может.

— Часто бывает, что у людей ярко выраженная симптоматика коронавируса, но ПЦР – тест отрицательный, почему возникают такие случаи?

— Порядка 30% ПЦР-тестов ложноотрицательные. Нет абсолютных методик. Любая методика может дать определённый сбой. То есть 30% отрицательных тестов на самом деле положительные, но вышли отрицательными из-за технического момента. Во многих странах у человека берут сразу два ПЦР – теста. В Украине берется только один. По международной классификации есть лабораторно подтверждённый и лабораторно неподтвержденный COVID-19. Если мы лабораторно не можем подтвердить, но клинически видим все симптомы, то пациенту оказывается медицинская помощь. Только в диагнозе пишут, что COVID-19 лабораторно неподтвержденный.  Либо же идут другим путем. Спустя 10 дней сдают тест на наличие антител. Такой вариант тестирования тоже может использоваться. Клиническая картина и присутствие антител говорят, что пациент все-таки переболел коронавирусом.

— В каком случае стоит делать КТ легких?

—  КТ нужно делать только в том случае, если нет диагноза, и врач не понимает, что происходит. Я не назначаю ни одному своему пациенту КТ. Если стоит диагноз COVID-19, есть ПЦР-тест, симптомы, то с наибольшей вероятностью легкие поражены. КТ совсем не влияет на то, какое лечение назначу пациенту.

— Сколько времени в среднем требуется для лечения коронавирусного больного?

— Если мы говорим о среднетяжелых и тяжёлых больных, которые лежат у нас в отделении, то это где-то 10-12 дней.

— Поможет ли разработанная вакцина побороть пандемию коронавируса?

— Очень важно, чтобы вакцина была качественной и безопасной.  Специфического лечения от коронавируса пока нет. Остается надеяться только на качественную и безопасную вакцинацию, которая ускорит преодоление эпидпорога,  путем приобретения коллективного иммунитета. После чего эпидемия пойдет на спад.

Читайте также по теме