- В Украине есть масса проблем в жилищно-коммунальной сфере, начиная со старых труб и заканчивая качеством воды. Но единственное, на что украинцам грех жаловаться – так это на стоимость этих услуг. Коммунальные предприятия работают себе в убыток и жалуются на то, что денег не хватает даже на зарплату своим сотрудникам. О закономерностях психологии злостных неплательщиков ГолосUA рассказал заместитель генерального директора ПАО «АК «Киевводоканал» Станислав Каплуненко.
- Станислав Васильевич, какие плательщики в Киеве – самые недисциплинированные и часто имеют задолженность?
- Во-первых, это касается ЖБК СББ, которые ведут прямые расчеты с абонентами, деньги за воду берут себе и с «Водоканалом» рассчитываются очень плохо. Вторая проблема – это частный сектор, потому что мы здесь не знаем объем потребления воды. Парадокс, но мы делаем много работы именно в частном секторе, а денег собираем здесь очень мало.
- Как решаются эти проблемы в европейских странах?
- Европейцы существуют совсем в другом мире. У них есть на это определенные средства и финансовое возможности. К примеру, во всем цивилизованном мире происходит дистанционный съем показателей; стоят приборы учета, и никто из жителей европейских стран даже не думает о том, как обмануть прибор. А наши люди постоянно думают над тем, как сэкономить, вешают на счетчики магниты, врезки и так далее. Даже представить невозможно ситуацию, чтобы в европейской стране кто-то без разрешения подключился к трубе с водой и занимался подделкой документации. У нас, к сожалению, такие случаи не единичны.
- А разве нет приборов, которые невозможно обмануть?
- Есть приборы, которые трудно обмануть. Только вопрос в том – зачем его обманывать?
- Почему же такие приборы не устанавливаются в украинских домах во избежание убытков «Киевводоканала»?
- Действующее законодательство говорит, что прибор измерения показателей абонент выбирает самостоятельно, выбрав его из госреестра. Если прибор внесен в госреестр, его можно ставить в квартире. Наши люди выбирают самые дешевые приборы, которые можно легко обмануть. С помощью различных ухищрений прибор можно практически остановить: потребление воды будет, но фиксироваться это не будет.
- А штрафы за манипуляции со счетчиком предусмотрены?
- Да, но эти нарушения очень сложно выявить. В связи со сложной финансовой ситуацией (низкий тариф на воду не позволяет содержать большой штат в «Киевводоканале») нам не хватает инспекторов, которые занимаются выявлением таких грубых нарушений. У нас в «Киевводоканале» работает всего 60 инспекторов. А нужно 120. По моему мнению, нужно на законодательном уровне утвердить норму, которая предусматривала бы очень серьезно наказывать абонентов, если инспектора не впустили в квартиру для фиксации показателей водомерных узлов. А ведь такие случаи у нас – не редкость. Проблема в том, что у нас все законодательные акты и нормативные документы прописаны под добросовестного абонента. А для недобросовестных абонентов законы не написаны.
- Как показывает практика, сколько сломанных счетчиков находит за день один инспектор?
- Сложно назвать конкретную цифру. Могу сказать одно – мы ежемесячно выставляем счет за нарушения на сумму около одного миллиона гривен.
- Как люди пытаются обмануть счетчики?
- В квартирах очень много способов это сделать. Когда человек сидит в своей квартире за бронированной дверью и смотрит на то, как крутится счетчик, можно придумать много способов, как его остановить: просверлить дырочку, и остановить движение шестеренки, установить магнит. Даже просто повернув счетчик, его можно сломать. Есть счетчики, которые должны быть расположены в соответствии с паспортом установки – под тем или иным углом. Он правильно считает, если он, к примеру, расположен вертикально. А если он перевернут, он считает уже неправильно. Поэтому у нас в квартирах почти все счетчики повернуты.
- Выходит, что «Киевводоканал» должен слепо верить тем цифрам, которые впишут в квитанцию плательщики?
- Да. Но мы с этим боремся.
- А крупные предприятия вешают магниты на счетчики, или это явление характерно исключительно для приватных домовладений?
- Конечно, вешают. Но и штрафы для предприятий внушительные. Мы считаем штраф, исходя из формулы: диаметр трубопровода умножаем на скорость воды и на время неуплаты. Счет получается намного больше, нежели мог быть в случае, если бы предприятие не обманывало нас — разница выходит в несколько раз больше. Должен отметить, что штрафные санкции в нашем законодательстве прописаны очень неплохо. Обманывать «Киевводоканал» невыгодно.
- А как оправдываются проштрафившиеся предприятия?
- Их любимая отмазка – кто-то сорвал пломбы со счетчиков случайно. Мы в это не верим.
- А задолженность по выплатам есть во всех районах Киева?
- Нет. У нас каждый район – это отдельное государство. Всего лишь три района по платежам «Водоканала» не имеют задолженности – Шевченковский, Печерский и, частично, Дарницкий. То есть, в этих районах мы каждый месяц получаем ровно столько средств на наши счета, сколько мы предъявляли к оплате. По всем остальным районам мы денег недополучаем.
- Почему в этих трех районах такая позитивная динамика, а у остальных – негативная? Есть ли в этом какая-либо закономерность?
- Скорее всего, в названных мной районах управление в жилищно-коммунальной сфере хорошее. Все зависит от организации работы внутри района. Быстрая смена руководства района, менеджмента в сфере жилищно-коммунального хозяйства очень влияет на платежи. С одной стороны, в Печерском районе, казалось бы, живет элита столицы. Но, я вам скажу, элита бывает очень сложная. Но глава района там не меняется вот уже лет десять. Его заместитель, который курирует ЖКХ – тоже. Там ситуация стабильная потому что и руководство местных коммунальных предприятий тоже редко меняется. И ситуация контролируемая.
В Киеве Нацполиция задержала чиновницу больницы за вымогательство $5 тыс у военного...