Димитрий Бабич
05:25 17/10/2012

С.Килинкаров: «Нынешняя власть разбазарила заводы и фабрики, на очереди – земля»

Даже накануне парламентских выборов целый ряд политических сил пытается «протащить» через Верховную Раду непопулярные в народе положения и законопроекты. Одним из прецедентов стало решение большинства о снятии запрета на продажу земли. По мнению многих экспертов, эта позиция власти окончательно уничтожит украинское село, уже находящееся на грани материального коллапса. О нынешнем и будущем дне сельского хозяйства в Украине «ГолосUA» говорил с членом фракции КПУ Спиридоном Килинкаровым. 

 — Верховная Рада не продлила на 2013-й год мораторий на куплю-продажу земли сельхозназначения. Фактически это означает, что уже в считанные месяцы наделы, находящиеся на государственном балансе, будут пущены с молотка. Причем земля может быть продана даже иностранцам. Не кажется ли вам, что при реализации этого мрачного сценария украинский селянин попадет в еще большую кабалу?

— Без сомнения. Земля, которая имеется в распоряжении государства, будет распродана. Для меня это очевидно, поскольку нынешняя власть – абсолютный банкрот. Заводы и фабрики уже проданы, там реализовывать больше нечего. И весь этот период правления четырех президентов и пятнадцати премьеров они существовали за счет разбазаривания собственности, оставшейся со времен советской эпохи. Последнее, что сегодня осталось, – это земля. Речь идет об огромнейших ресурсах, прибыль от которых власть может положить себе в карман. О том, что наша земля интересна иностранцам, полагаю, даже лишне говорить. Очень многие страны хотели бы сегодня обрабатывать украинскую землю и не покупать у нас, например, зерно или любые другие продукты, обеспечивая свою продовольственную безопасность. Я нисколько не сомневаюсь, что в будущем мы получим ситуацию, при которой будем ехать по своей земле, но будем понимать, что все, что на ней растет и производится, нам не принадлежит. И каким образом мы начнем обеспечивать свою продовольственную безопасность, непонятно. Поэтому в отношении действий власть имущих позиция КПУ не поменялась – мы выступаем категорически против продажи земли. Пусть они проедут по ряду цивилизованных стран и посмотрят, как там обстоит вопрос с продажей земли. Пусть убедят, скажем, израильтян продавать свою землю – если бы такие законы принимались, этих политиков просто подняли бы на вилы…

— Существует ли опасность, что из-за неспособности вернуть полученные кредиты в самое ближайшее время разорятся сотни, если не тысячи мелких крестьянских хозяйств?

Схема такая: государство создает Земельный банк, имеющий первоочередное право выкупать землю. Но на самом деле необходимо понимать, что уровень коррупции в стране сегодня такой огромный, что обойти законодательство, включая иностранцев, — не проблема. Вопрос заключается в том, насколько государство вообще сегодня контролирует происходящие на селе процессы. Каждый раз, когда мы принимаем бюджет, определенные силы кричат: «Село гибнет!», но спасать его никто не хочет. Конечно, с земельными кредитами селянин разорится, и Земельный банк будет этому по-своему способствовать.

— Как бы вы в целом описали нынешнее состояние сельскохозяйственной отрасли в Украине?

— Первый удар по селу был нанесен после президентских выборов 1999 года, когда Леонид Кучма принял решение о распаевании села. Мы уничтожили крупного товаропроизводителя, возложили все надежды на мелкое фермерство, а то, что люди могут самостоятельно обрабатывать свои наделы, государство не интересовало. Если бы тогда были созданы такие промежуточные структуры, как МТС – Машинно-тракторные станции – где те же фермеры могли бы арендовать комбайн или трактор, все было бы совершенно по-другому. Ни для кого не секрет, что сейчас, как и тогда, не каждый фермер может позволить себе купить дорогостоящую технику. Государство этого не учло и не учитывает. Соответственно, село оставили наедине с его проблемами. Всеми правдами и неправдами крестьянские хозяйства пытаются выживать – так или иначе, страна в целом сегодня умудряется собирать до 45 миллионов тонн пшеницы. Селянам хотят нанести еще один удар, заявив, что земля отныне является товаром. Представьте себе того же фермера, который на арендованной земле выращивает пшеницу. Каким образом он должен выкупить землю? Пойти в банк, взять под проценты соответствующий кредит, чтобы чувствовать себя хозяином на земле? Но если завтра фермер разоряется – что станет с землей, которая автоматически перейдет в собственность банка? Банк реализует ее тому, кто заплатит за нее большую сумму денег.

— КПУ не голосовала за любые законопроекты, направленные на куплю-продажу земли. Удастся ли коммунистам противостоять натиску лиц, заинтересованных в реализации земельных ресурсов?

— Это вопрос уже не столько к самой партии, сколько к избирателю, который 28 октября придет на электоральные участки. Если в очередной раз люди изберут тех, кто намерен продавать землю, значит, избиратель и будет причастен к такой продаже. Образно выражаясь, сегодня мяч – на стороне избирателей, и от того, как они проголосуют, зависит очень многое, включая  — будет ли земля товаром или таковым она не станет…

Читайте также по теме