С момента внесения последних изменений в новое налоговое законодательство Украины уже прошло 2 месяца. Если вспомнить слова представителей властной команды, то нам обещали улучшение жизни, детенизацию заработных плат и экономики, а также спасение Пенсионного фонда государства. О первых результатах налоговой реформы корреспондент агентства «ГолосUA» говорил с экспертом Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Сергеем Кравченко.
— Сергей Сергеевич, нужно ли было вообще Украине новое налоговое законодательство?
— Было необходимо провести дерегуляцию в государстве, чтобы каждый бизнесмен, который шел регистрировать бизнес или любуе другую коммерческую или предпринимательскую деятельность мог это сделать в течение неделе. Принятое законодательство действительно имеет хорошие нормы, однако на практике, они, к сожалению, не реализуются. Был учтен опыт други европейских стран, но этот опыт взяли выборочно и поэтому в законодательстве много неточностей. Я считаю, что еще нужны вносить изменения, но уже не чистозаконодательные, а целой системы.
— Что положительное привнес Налоговый кодекс?
— Налоговый кодекс имеет многое позитивного, однако он начал прижимать бизнес. Власть хотела ввести, например, довольно логичную норму — внедрить безналичный оборот денежных средств. Это должно привести к исчезновению черной, или как ее еще называют, теневой экономики. Все средства хотели загнать в банки в безналичную форму, чтобы было легко контролировать бизнес. Предоставили полномочия налоговым инспекторам и они начинают издеваться, например, над малыми предпринимателями, которые имеют оборотные средства в пределах 500 тысяч гривен в год. Но как можно им это сделать, если малые предприниматели покупают товар за 50 гривен, продают за 55, то есть, что им загонять, если они чисто на это живут?
Нормы замечательные, но реализация этих норм проблемная. Первая проблема в том, что сами налоговики не знают четко законодательства и не могут в нем ориентироваться. Вторая — налоговики злоупотребляют своим положением. Но я хочу сказать, что коррупционные действия, которые происходят в стране, стимулируются не столько налоговиками, как гражданами, потому как их так запугали системами, налогами и налогообложением, что они готовы платить кому-угодно, чтобы их только не проверяла налоговая. Третья проблема — до сих пор не урегулирован вопрос с НДС.
Также открытый вопрос работы частных предпринимателей с юридическими лицами — постоянно есть какие нарекания, стычки. Согласен, что это нужно было менять, ведь некоторые компании, которые нанимали работников на работу, нанимали их сугубо как частных предпринимателей. Достаточно много, например, супермаркетов так делает, чтобы не платить социальные взносы.
Пятая проблема — дорогие кредиты: как же мы можем требовать у предпринимателя создавать и платить государству налоги, если он на сегодня просто не может погашать проценты по кредиту. В среднем процент по кредиту больше, чем 25% — кто его может оплачивать в Украине? Кроме того нужно было бы провести реформу так, чтобы она способствовала внутреннему производству, а не продажи.
— Если взять бизнес, государство и потребителя, то, на ваш взгляд, кто больше выиграл от налоговой реформы?
— Однозначно сказать нельзя, но в любом случае проигрывают потребители. Они остались незащищенными и не знают о качестве услуги или товара, который они покупают. Бизнес выиграл тем, что получил четкий законодательный акт — норму Налогового кодекса, которая является нормой прямого действия. У нас Налоговая администрация хотела давать рекомендации к применению норм, это был казус. Больше всего выиграла государство, ибо в кодексе заложено большое количество штрафов, санкций к предпринимателям. По сути, предпринимателям стало труднее работать так как установлено много административных взысканий и налогов.
— Налоговая так и не улучшила свой имидж среди предпринимателей?
— Если посчитать, то в Украине на 10 предпринимателей 1 налоговик, а в Европе на 100 предпринимателей. Что они контролируют? Нам налоговая вообще нужна чтобы развивать бизнес или чтобы тормозить? Понятно, что бизнес это такая категория, которую нужно отпустить и контролировать на расстояния, но не нужно мешать. У нас налоговики ходят на проверку, изымают документы и предприятие не может работать и таким образом вообще может обанкротиться. К сожалению, сажают за взятку начальников налоговых крайне редко — это единичные случаи.
— При принятии Налогового кодекса многие политики заявляли, что произойдет детенизация заработных плат. Насколько это реально?
— Детенизация не произошла. Чтобы это случилось требуется ряд шагов. Начать надо с того, что все предприниматели должны быть заведены в банковскую систему, а власть могла бы контролировать куда они девают деньги. То есть, перевести из наличного в безналичный расчет. Вторая проблема — это то, что предприятия не хотят платить налоги за своих работников, то есть различные социальные взносы. Надо установить так, чтобы все платили 20% от заработной платы. У нас получается несправедливость — предприниматель платит 10% от минимальной заработной платы, всего это где 340 гривен, а предприятия платят 36,7% от полных зарплат, а есть предприятия, которые платят 40% от зарплат. Второй шаг, по моему мнению, должно быть принятие нормы, которая бы устанавливала всем налог в 20% от полной заработной платы работника и эти средства переводились на все социальные фонды.
— А как Налоговый кодекс повлиял на наше отечественное производство?
— У нас не прозошло поднятие производства — большинство товаров в Украину завозится непонятно каким путем. Посмотрите на легкую промышленность — сколько мы видим одежды украинского производства? Если все принимать за 100%, то дай Бог, чтобы доля украинского производителя составляла 5%! Почему? В Украине невыгодно покупать. Легче закупать всю ткань и одежду в Китае, где производство этой одежды никто не контролирует, а главное не контролируется качество. Если изготавливать в Украине, то здесь есть санэпидемстанция, Госпотребстандарт и они все проверяют. А кто проверяет продукцию китайского производителя, которая завезена вне таможенного контроля? Никто.
Поэтому как сегодня можно говорить о какой-либо налоговой реформе, если большинство предпринимателей думает, что если он привезет нелегально товар из-за рубежа и продаст его здесь, то он развивает экономику Украины. Моя позиция — он развивает экономику Китая, или например экономику Польши, где он покупает этот товар. В законодательстве очень много административного принуждения, то есть штрафов для предпринимателей, а было бы желательно, чтобы его меньше контролировали, а просто поставили перед фактом, что он должен оплатить налоги. О какой сегодня реформе можно говорить, если не произошел слом старой системы?
— Многие предприниматели выступали против нормы об обязательном кассовом аппарате, почему?
Они против, но я, например, «за». Если у нас 3 миллиона частных предпринимателей-плательщиков налогов, то от них может пострадать все население страны. Убрав норму о кассовых аппаратах государство защитило эти 3 миллиона человек, но не защитило 46 миллионов населения. Если они продали некачественный товар я, как потребитель, в принципе, не могу себя защитить. У меня не нет чека. Тот кто утверждает, что они выдают чеки — пусть пойдет и попробует взять с 20 предпринимателей хотя бы 10 чеков. Я лично проводил для себя этот эксперимент и с 15 МАФов, или так их еще называют в народе «киосков», взял всего один чек, поскольку все остальные его просто не могли выдать из-за отсутствия кассовых аппаратов.
Я как потребитель могу себя защитить только при наличии документа, подтверждающего покупку. Конечно, у нас нет традиции или привычки брать /> чек и сохранять его минимум неделю. За рубежом такая практика есть и каждый потребитель застрахован. Если наступают какие-либо проблемные вопросы со здоровьем, то производитель может ему заплатить до 3 миллионов долларов (это если провести аналогию с США). Если взять защиту прав потребителей в Украине — то, в принципе, мало кто вообще выигрывает и даже мало тех, кто обращается.
— А есть шансы, что власти все же введет эту норму?
— Я думаю власть вернется к этому вопросу после 2012 года, поскольку многие потребители из-за этого остаются незащищенными. А еще надо привести в порядок Закон о защите прав потребителей, ведь потребитель не защищен. Нередки случаи некачественной продукция в
супермаркетах, не соответствие надписям на упаковках, что приводит к несоответствию качества. Кассовый чек, который будет получать лицо, будет защищать потребителей.
Вообще квитанции оплаты за коммунальные услуги или телефон нужно хранить в течение 3 лет, а кассовый чек нужно хранить в течение месяца или хотя бы недели. Если вы отравились в каком кафе, или супермаркете — то вы можете обратиться к ним за компенсацией. Однако, хочу подчеркнуть, что даже в заведениях питания вам когда приносят счет — чек потом забирают. Это нарушение ваших потребительских прав.
Если потребитель хочет быть защищенным, а государство хочет видеть, как бизнес развивается, то нужно вводить массово кассовые аппараты. Без них нельзя даже посчитать доходы частных предпринимателей. Вот, например, вы знаете, какие доходы у «Люкс-оптика»? Они зарегистрированы как частный предприниматель, закупки на данное предприятие более 2,5 миллиона гривен в месяц. За год они показывают оборот в 500 тысяч. Как такое вообще может быть? Кто вообще на сегодня может подсчитать, сколько человек зарабатывает? А если деньги идут через банковскую систему, кстати законодатель видит, что они должны идти через банки, то это было бы возможно. Однако у нас теневая экономика составляет более 50%, так как ее можно контролировать? И поэтому нас много предпринимателей, или лучше сказать дельцов, которые этим пользуются.
— Сергей Сергеевич, что нужно, чтобы все таки улучшить ситуацию в государстве в сфере налогообложения?
— Как сказал Карл Маркс, если предприниматель видит рентабельность своего бизнеса в 500%, как он может думать об обществе? Государство должно сказать, что бизнес должен быть в законе, а тот, кто производит в Украине, должен получить дотации. Не фиктивное производство, как у нас привыкли писать, а реально запустить промышленность в Украине.