В Украине растет заболеваемость на коронавирус. Многие медучреждения заполнены, поэтому кровати со складов доставляют в холлы и коридоры. ГолосUA решил разобраться, хватит ли всем мест в больницах и когда введут жесткий карантин, расспросив об этом главу Национальной медицинской палаты Украины Сергея Кравченко.
— Сергей, в Украине ежедневно растет заболеваемость на коронавирус, почему так происходит?
— Из-за непрофессионализма руководства Минздрава. Хотел бы подчеркнуть, что эпидемиологов в рабочей группе Минздрава по коронавирусной болезни нет. Минздрав и рабочая группа сконцентрировали свое внимание исключительно на клинических аспектах COVID-19. Они обсуждают единственный вопрос, как лечить, в то время, когда все здравомыслящие страны ставят на первое место вопрос, каким образом, разорвать цепь распространения этой болезни. У нас изначально Минздрав взял за основу ошибочную тактику и стратегию.
Кроме того, Степанов, как глава Минздрава, должен был заниматься вопросом формирования политики в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что предусмотрено его должностью. Он же занялся вопросом выборов в органах местного самоуправления в Одесской области. Это является абсурдом. В таком случае Степанову нужно покинуть свой пост, раз его больше интересует местное самоуправление, чем формирование санитарно-эпидемиологического благополучия на национальном уровне.
— Действительно ли в Украине ситуация с COVID-19 вышла из-под контроля?
— Она вышла из-под контроля уже давно. Когда в мире началась пандемия коронавируса, Минздравом руководила Зоряна Скалецкая, которая заявила украинцам с экрана телевизора, что переживать не нужно, потому что COVID-19 это простой грипп. После этого Минздрав возглавлял Емец, который пошутил, что заболел коронавирусом. Сейчас Минздравом руководит Степанов, которого в первую очередь интересуют выборы в одесский городской совет, а не то, что происходит в нашей стране. Это говорит о том, что нам пора менять не министров здравоохранения, а того, кто их предлагает. Тогда, может быть, мы решил проблему с коронавирусной болезнью. На данный момент мы катастрофически потеряли время – восемь месяцев.
— Хват ли всем заболевшим на COVID-19 мест в больнице?
— Из-за того, что ситуация с COVID-19 вышла из-под контроля, в больницах уже не хватает коек для больных коронавирусом. COVID-19 имеет четыре формы. Легкую, средне – тяжелую, тяжелую и критическую, при которой у пациентов происходит падение сатурации. Это признак выраженной дыхательной недостаточности, который переходит острый респирато́рный дистре́сс-синдро́м, а это в свою очередь дорога в один конец. То есть к летальному исходу. Пациенты в таком состоянии нуждаются в методах неинвазивной оксигенации — койке с кислородной магистралью, по которой подается дыхательная смесь, либо койке, которая обеспечена кислородным концентратором. У нас в системе здравоохранении по распоряжению Минздрава есть 270 тысяч 727 коек. Из них, всего лишь 13 тысяч коек обеспечены неинвазивной оксигенацией. Это основный метод, который необходим, чтобы спасти пациента. Поэтому мы нахолимся в кранйне плачевном состоянии. Ситуация крайне негативная. У нас идет интенсивное распространение болезни, как следствие, растет заболеваемость на COVID-19 и смертность. Об этом летом предупреждали все эпидемиологи страны. Они говорили, что в осенне-зимний период нас ждет катастрофа. Минздрав на их предупреждение не отреагировал.
— Какой сценарий ожидает Украину, к чему готовиться?
— Через месяц врачи будут выбирать, кому оказывать помощь, а кому нет. То есть нас ожидает итальянский сценарий. Пациентов больных на COVID-19 просто будет некуда складывать. У нас только 13 тысяч коек обеспечены неинвазивной оксигенацией, а через месяц у нас будет по 10- 15 тысяч случаев заболеваемости коронавирусом в день.
— В таком случае нужно уже сейчас вводить жесткий карантин?
— Есть проект СНБО о том, что после проведения местных выборов через 10-15 дней по всей стране будут введены меры жесткого карантина. Как долго продлится карантин, неизвестно, по причине того, что нас ожидает в ближайшее время катастрофа в экономической и медицинской сфере.
— То есть адаптивный карантин не работает?
— Практика показала, что меры адаптивного карантина наше государство выполнить не способно. Одна из таких причин — отсутствие врачей-эпидемиологов. Адаптивный карантин – это работа в очагах инфекции. Для этого необходима работа эпидемиологов непосредственно в очагах, которые должны идентифицировать подозрительные случаи. После чего локализировать их, продиагностировать и передать на лечение.