Скандальная медицинская реформа в Украине вызывает массу нареканий и со стороны всего населения страны, и со стороны специалистов. Эксперты между тем заявляют, что уже сегодня на всех украинцев может не хватать врачей. По разным оценкам, в Украине на первичном уровне медицины не хватает до 50% специалистов, и особо остро эта проблемы стоит в селах. О подводных камнях медицинской реформы в Украине корреспонденту ГолосUA рассказал заведующий отдела по правовым вопросам Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Сергей Кубанский.
— Сергей, почему власти принимают необдуманные решения касательно неотложной медицинской помощи, в результате которых начнут увольнять тысячи сотрудников скорой помощи?
— Для того чтобы грамотно выйти из этой ситуации и в том числе обеспечить реализацию медицинской реформы, должен состояться социальный диалог. То есть, в первую очередь должно быть выслушано мнение экспертов собственно экстренной медицинской помощи Украины, непосредственно наших работников в этой области. Первым шагом в этом должна быть приостановка тех нормативных документов, которые сегодня приняты, в том числе Министерства здравоохранения Украины и Министерства экономического развития. Стоит сесть за круглый стол и найти оптимальные решения, каким образом вводить эту систему в целом, может ли она быть такой, как предлагают, или с учетом определенных особенностей нашего государства. И обязательно нужно ввести этапность выполнения данных решений. Сегодня невозможно предложить и выполнить то, что есть только на бумаге и ничем не подкреплено, в том числе, финансами, и таким образом оставить все население Украины без медицинской помощи, а тысячи медицинских работников, фельдшеров в основном, оставить без работы и их семьи тоже. Может быть несколько вариантов. Скажем, предложено внедрение параллельной системы – создание при Службе чрезвычайных ситуаций или при органах полиции, в других ведомствах парамедицинских бригад. Как определенный эксперимент, как пилот, назвать это можно как угодно.
Мне кажется, что это будет большим стимулом для самой службы, когда фельдшер неотложных состояний увидит, что парамедик – это лучше, круче, там больше зарплата, там интереснее работа, тем лучше условия. На сегодня большая часть фельдшеров не понимает этой новации, а та часть, которая понимает, осознает, что фактически у нас в Украине нет больниц интенсивной терапии и больниц экстренной медицинской помощи.
— Категория «парамедик» у нас в стране пока никому неизвестна…
— Безусловно. Но во всяком случае категория «парамедик» была внесена в справочник квалификационных характеристик. В этот справочник были внесены изменения приказом №918, который дал начало всему этому процессу, непонятному ни для кого, поскольку ни с кем он не согласовывался. В августе 2017 года у нас внесли изменения в Справочник квалификационных характеристик по отрасли «Здравоохранение», которыми определили четыре новые профессии – медицинский техник, парамедик и т.д. ам указаны требования, какое лицо может занимать данную должность. И там, в том числе, указана квалификация «парамедик». Мне, к большому сожалению, неизвестны в нашей стране никакие нормативные документы, в которых было бы определено, что выдается кому-то квалификация «парамедик». Непонятно, кого мы можем сегодня взять на эту должность.
— Эту дисциплину пока не преподают в учебных заведениях Украины?
— В первую очередь, человеку должны выдать диплом, где написано, что он прошел курс обучения, прослушал цикл лекций, получил соответствующую квалификацию «парамедик». Но на сегодняшний день такого обучение в Украине нет. Поэтому говорить, что автоматически врач или фельдшер неотложных состояний у нас завтра станет парамедиком, с моей точки зрения, является в целом невозможным.
— Есть ли вероятность того, что эти изменения отменят под давлением общественности?
— Классификатор медицинских профессий принимало Министерство экономического развития, соответственно, только судебный орган может отменить эти изменения. По нашему мнению, на сегодняшний день власть не хочет, возможно, по политическим мотивам, полностью отменить эти изменения, хотя они затрагивают не только систему здравоохранения, но и другие области. Там большие изменения, их очень много. Можно хотя бы остановить этот приказ Минэкономразвития №918, это не вызовет каких-то трудностей. На определенный период — по нашим расчетам, это не меньше трех месяцев, но лучше на полгода можно приостановить данный приказ. В это время нужно «наработать» изменения к нормативным базам, а там порядка 16 нормативно-правовых актов, которые выше по юридической силе, чем изменения по приказу Минэкономразвития. Хотя там есть такие вещи, которые вообще не согласуются. Например, там не только служба неотложной помощи, там врач-терапевт меняется на врача внутренних болезней, врача внутренней медицины. Допустим, должности участковых врачей-терапевтов вообще отменены. При этом все это сделано на уровне приказа министерства. Однако у нас есть Закон Украины «О здравоохранении Украины», в переходных Положениях которого написано, что до 31 декабря 2019 года в нашем государстве первичная помощь осуществляется участковыми врачами-терапевтами вместе с врачами семейной медицины. То есть, приказ не может вступать в правовую коллизию с законом. Приказы – это не подзаконные правовые акты, они не имеют такой высокой юридической силы, как закон. Поэтому возникает вопрос в целом о юридическом происхождении документа, а его силе, его подзаконности и т.д. Разумеется, обжаловать это можно только в судебном порядке, это может быть осуществлено только в том крайнем случае, если сторонам социального диалога не удастся найти какого-то консенсуса.
— Можно ли приказом министерства отменить то, что прописано в законе?
— Разумеется, нельзя отменять приказом в любом то, что четко определено в законе. Так, изменения в приказе министерства касаются, в том числе, и вопроса отказа от прикрепления врачей по соответствующим территориям. Врач общей практики семейной медицины сейчас не называется участковым врачом-терапевтом, но у него на сегодняшний есть определенный участок, который он обслуживает. Завтра, то есть, в перспективе, хотят от этого вообще отойти, чтобы у нас не было прикрепления по территориальному признаку, чтобы у нас была реальная возможность выбора для себя врача. Может быть, это и правильно, но нельзя отменять приказом в каком-либо случае то, что четко определено в законе. Кроме того, если врачи-терапевты завтра станут врачами внутренней медицины или какими-то другими, то в первую очередь необходимо гармонизировать все законодательство для того чтобы у нас завтра у специалистов не было проблем с устройством на работу. Допустим, когда терапевт придет устраиваться на работу из одного учреждения здравоохранения в другое, ему скажут: предоставьте документ, в котором написано, что у вас есть специализация по внутренним болезням, а у него, например, написано «Терапия». Формально такому врачу можно отказать.
Возникают также такие вопросы с оплатой труда. На сегодняшний день у нас оплата труда для этих категорий осуществляется за участковость, за беспрерывный стаж и т.д. В этих документах в перечне нет, например, врачей внутренней медицины, как врачей участковых, так и медицинских сестер участковых. Возникает вопрос: как в этом случае можно соблюдать права медицинских работников?
— Возникает сомнения в том, что этот документ готовили опытные специалисты в этой области…
— Я оценивал этот документ только с юридической точки зрения. Есть система внутреннего законодательства, и, по моему убеждению, она должна четко выполняться. Может быть, наша медсестра по массажу в развитых европейских странах как-то лучше называется? Мы сегодня слышим, что это будет ассистент врача-эрготерапевта, но в публичном пространстве нигде не присутствует квалификационная характеристика этой должности. Надо понимать, это будет медицинский работник или не медицинский. У нас есть массажисты, которые, например, окончили Институт физкультуры, кто-то окончил трехмесячные или годовые курсы, а есть медицинские работники, которые непосредственно получили высшее медицинское базовое образование и прошли специализацию по этому направлению и работают медицинскими сестрами по массажу. От того, как будет называться профессия, зависит и заработная плата медицинского работника, и условия работы, и дальнейшая возможность для них, быть медицинскими работниками или не быть ими, и, соответственно, иметь полный комплекс прав и гарантий.
— В Украине уже ощущается нехватка медицинских кадров…
— Безусловно. В нашем государстве в общем сложилась патовая ситуация с дефицитом медицинских кадров. Если брать только по участковой службе в Киеве, то в столице не хватает около 500 физических лиц по этим специальностям на первичном уровне. Это порядка 25%, а из тех, кто работает, также 25% составляют люди пенсионного возраста. То есть, условно говоря, если завтра в связи с этими изменениями человек скажет, что он не хочет никаких курсов и не хочет никакой специализации, переобучения и всего прочего, то эти люди уйдут – в таком случае у нас оголится 50% рабочих мест в медицинских учреждениях. Поэтому ситуация эта непродуманная, при этом настораживает здесь то, что в целом проблема дефицита медицинских кадров не является только сугубо украинской, но и общемировой. Это не частная проблема Украины, это мировая проблема, и она не является исключительно украинской. О ней очень много говорят на уровне Всемирной Организации Здравоохранения и на Генеральной ассамблее ООН в прошлом году этот вопрос поднимался.
— Почему во всем мире возникла проблема с дефицитом врачей?
— Есть три главных фактора, которые являются причинами такой ситуации. Первый — это фактически беспрерывность образования. Медицинский работник достаточно долго готовится, чтобы самостоятельно работать. С учетом интернатуры, резидентуры, стажировки, других видов обучения в зависимости от специальности это может составлять от 7 до 10-12 лет. Плюс постоянные курсы повышения квалификации, аттестации, как у нас, в других странах – есть непосредственное лицензирование медицинских практик. Необходимо постоянно учиться, потому что технологии не стоят на месте, заболевания не стоят на месте, всему этому необходимо учиться. То есть, все это постоянный вклад, в том числе и материальный. Второй фактор – это огромные риски, с которыми связана медицинская деятельность. Для медработника всегда есть риск заражения инфекционными и неинфекционными болезнями. Ни для кого не секрет, что наше государство лидирует по заболеваниям СПИДом и туберкулезом. С такими пациентами непосредственно контактирует врач. Кроме того, это работа в условиях постоянного стресса. Врачу ежедневно жалуются на то, что что-то болит и т.д. По разным оценкам,
у нас 60-90% медицинских работников работают в условиях постоянного стресса. Третий фактор – это уровень ответственности медработников, который является достаточно высоким. Так, например, большую часть своих больших доходов, который врач получает на Западе, он должен трать на страхование собственной ответственности. Это весьма затратно. Это страховка ответственности в том числе от врачебных ошибок. Она связана, например, с тем, что врач имеет собственную лицензию на осуществление соответствующей медицинской практики и несет в связи с этим определенную ответственность. Согласно нашему законодательству на сегодняшний день, несет ответственность не лично врач, а учреждение здравоохранения. В наших реалиях это, наверное, правильно, потому что у нас врачи — не самозанятые лица, у них нет собственных лицензий, они работают по найму в учреждениях здравоохранения.