В Киевской городской клинической больнице скорой медицинской помощи медики жалуются журналистам на снижение зарплат. В парламенте пообещали перерасчет тарифов на медицинские услуги. ГолосUA решил разобраться, почему медики критикуют второй этап медреформы и ждать ли новых акций протестов от медработников, расспросив об этом главу Совета Киевского профсоюза медиков Сергея Кубанского.
-Сергей, почему в Киеве врачи «скорой» вышли на акцию протеста?
— Средства, которые больница получила по договору от Нацслужбы здоровья, были перечислены по экономически необоснованным тарифам. Соответственно сумма, предоставленная больнице, оказалась значительно меньше, чем при предыдущей системе финансированная лечебных учреждений, которая была в марте 2020 года или в 2019 году. Кроме того, город дотировал медикам надбавку от местной власти в размере 50% от должностного оклада. Город разработал дополнительную программу «здоровье киевлян», в нее внесли изменения и предусмотрели каждому врачу учреждения вторичной и первичной помощи, который перешел работать на реформу с 1 апреля, доплату в размере 4000 гривен -врачу, 3000 гривен — медсестре и 1000 гривен — младшим медицинским специалистам. Эти деньги медики получат не от Нацслужбы здоровья или государства, а от города. Там были определенные бюрократические процедуры. С 30 апреля есть соответствующее распоряжение городского главы, в соответствии с которым каждому врачу, в том числе и доктором скорой помощи, должны доплатить городские деньги до 8 мая. Однако, проблема не в доплатах от города, медики, наоборот, рады, что местная власть о них заботится. Весь вопрос в том, что те тарифы, которые им предложила Нацслужба здоровья, которые утверждены в постановлении Кабмина, не покрывают затраты лечебных учреждений. Об этом профсоюз медиков говорил неоднократно. Еще когда принимали закон о бюджете на 2020 год. Законом о реформе предусмотрено финансирование здравоохранения на уровне 5 % от ВВП. То есть 223 миллиарда гривен на 1 января 2020 года. В законе про госбюджет выделили только 113 миллиардов гривен. Поэтому решение этого вопроса находится в плоскости депутатов Верховной Рады, бюджетного комитета, комитета здоровья нации и Кабмина, который рассчитал такие тарифы.
— Какие тарифы утвердило правительство?
— Осмотр пациента доктором стоит 49 гривен, предоставление ургентной помощи — 9 гривен. Возникает вопрос, как за 9 гривен можно вылечить зуб? Например, у пациента флюс, для того чтобы приступить к лечению, нужно сначала сделать рентген, чтобы посмотреть, есть там воспаление или нет, а также сделать обезболивающий укол. Стоимость обезболивающего препарата и рентгена значительно выше утвержденных 9 гривен. Также стоимость КТ и МРТ приравняли к 49 гривнам.
Это же касается тарифов по оперативному вмешательству, которые делают доктора «скорой помощи». Это аппендициты, острые инсульты, инфаркты и много остальных оперативных вмешательств. Например, которые приходится проводить врачам «скорой» после ДТП.
Тарифы, утверждённые Нацслужбой здоровья, являются заниженными. По нашим расчетам, от двух до восьми раз. О чем мы неоднократно говорили. Мы и остальные профсоюзы обращались к Президенту, парламенту, в министерства и ко всем возможным должным лицам.
В больницах денег катастрофически не хватает. До акций протеста врачей «скорой» на митинги выходила «психиатрия». Им для того чтобы выплатить минимальные зарплаты, нужно уволить 400 человек.
— При этом в Минздраве заявляют, что в Украине успешно проходит медреформа, нужно просто исправить ошибки и продолжать…
— Один вопрос. Если все успешно, почему тогда люди выходят на улицы и как можно за 9 гривен полечить зуб? Даже просто его вскрыть и вытащить оттуда нерв, чтобы он не болел. В Минздраве будут рассказывать, что все хорошо, но почему тогда у нас на улицы выходят врачи?
Первый этап медреформы, который касается первичной медицинской помощи, действительно прошел нормально. Украина уже три года живет по той реформе. Напомню, что реформа первичной медицинской помощи была еще в проекте с 2011 года. Появились соответствующие пилотные законы в Днепропетровской, Донецкой и Винницкой областях, а также в Киеве. Еще тогда начали готовить маршруты, открывать амбулатории, распределять докторов и переобучать их на семейных. Во втором этапе медреформы все смешалось. На сегодняшний день второй этап медреформы не удался. Нет соответствующего финансирования. Доктора выходят на улицы, так как недополучают заработную плату, а медицинские учреждения — средства финансирования.
— Реально ли исправить ситуацию?
— Президент Зеленский поручил пересмотреть второй этап медреформы. Надеюсь, что новый министр здравоохранения с этим разберется. Также уже были заявления со стороны главы парламентского комитета здоровья нации, медпомощи и медстрахования Михаил Радуцкого, о том, что тарифы на медуслуги пересчитают. Данные тарифы были просчитаны при экс-министре здравоохранения Скалецкой. Возникает вопрос, где тогда был парламентский контроль, когда все медики еще с февраля месяца бьют в набат и говорят чиновникам, что утверждённые тарифы – это нонсенс.
— Готовы ли медики выходить на акции протестов и дальше?
— Мы надеемся, что медикам показали не просто картину для их успокоения и сделали заявление о том, что ситуация будет решена. Некоторые медработники думают, что у главврачей есть деньги, но они их просто не выплачивают. На самом деле плоскость ответственности и компетентность по выплате зарплат медикам лежит на Верховной Раде и Кабмине, которые должны пересмотреть существующие тарифы. Если ситуация не будет решена, медики готовы выходить на улицы, так как им нужно кормить своих детей. У власти есть время до завершения карантина, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. Если бы не карантин и не запрет собираться, были бы масштабные митинги. В Украине назревает «медицинский майдан».