С. Куюн: «Автовладельцам пора переходить с бензина на сжиженный газ»

18 августа розничные цены на бензин и дизельное топливо в Киеве, по сравнению с предыдущим торговым днем, еще немного выросли. Казалось бы – куда уже выше, ведь совсем недавно цена топлива в рознице «подскочила» в среднем примерно на гривну за литр. О том, почему заправить своего «железного коня» становится для многих украинцев непозволительной роскошью, корреспондент ГолосUA расспросила главу «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна.
-Сергей, чем вызван очередной скачок цен на бензин и дизтопливо? Исключительно ростом курса доллара, или есть иные причины?
-Рост цен связан с происходящим на межбанковской валютной бирже. Топливо в Украине – полностью валютный товар, и каждая копейка в курсе евро влияет на стоимость бензина. Поэтому, если курс был 12, стал 13 – «плюс» гривна – и дорожает бензин.
-Однако владельцы АЗС поднимают цены сразу, как только «подрастет» доллар, а ведь закупали они это топливо не вчера…
-Топливо только приходит позже. Но, например, если я вижу, что курс был 12, а теперь 13 – мне придется закупать его уже по этой, более высокой цене. И для закупки определенного объема мне нужен больший объем средств. Где эти деньги взять? Как заработать больше? Поэтому владельцы АЗС повышают цены сегодня, а не ждут, пока продадут все топливо. Это – как прогноз погоды, когда обещают дождь. Трейдеры видят, что доллар падает, и сразу поднимают цены. Нет смысла сидеть и ждать, пока они не «сядут в лужу», то есть, разорятся.
-Возможны ли при этом какие-то злоупотребления «под шумок»?
-С такой конкуренцией, как у нас, этого быть не может. Что можно назвать злоупотреблением в ситуации, когда главный банкир страны не знает, каким будет вскоре курс доллара? Вот люди, чтобы сохранить свой бизнес, и перестраховываются. Да, они закладывают в цену бензина не 13 гривен за доллар, а 13,2-13,3. А если курс будет опять 13,5? И как это назвать — злоупотреблением или страховкой от рисков? Антимонопольный комитет считает это злоупотреблениями.
-Антимонопольный комитет может реально повлиять на ценовую политику на этом рынке?
/> -Никак не влияет. На прошлой неделе они выступили с какими-то обвинениями о завышении цен. Но, если выполнить рекомендации этого комитета, надо просто завязать шланги на заправках.
-Трейдеры не боятся резкого падения спроса на топливо в результате взвинчивания цен?
-Это уже происходит. Начиная с мая, месячные объемы продаж ниже на 20%. А какой выход? Не продавать бензин совсем? При закрытии станции владельцам приходится оплачивать аренду, охрану. А так – хоть что-то заработают, в лучшем случае – 5% от цены реализации.
-Если это настолько малоприбыльный бизнес, почему так велика конкуренция, а заправки растут в Киеве и области, как грибы?
-Заправки сейчас больше переоборудуют, чем строят. Да и кто строит – 2-3 оператора.
-Кстати, кто их строит?
-«Окко», «Вог», «Сокар», еще – «БРСМ», но это – отдельная тема. Они чаще берут закрытые станции и «переоблицовывают». Сейчас они это уже поменьше делают, раньше штуки по три в месяц открывали. Да и почему этот бизнес должен быть низкорентабельным, работать в «ноль»? На рынке — все старые компании, новых практически нет. Некоторые имеют кредитные линии от ЕБРР, других зарубежных партнеров. Но если раньше строили по 50 станций в год, в прошлом году возвели всего 20. Все обращают внимание на Киев: мол, машин меньше не становится, заправки открываются. Да, это – самый интересный рынок в стране, самый большой. И, конечно, здесь все хотят «налепить» побольше АЗС, а складывается впечатление, что все сети строят новые заправки. Однако с 2009 года строятся буквально единицы.
-Произошло ли перераспределение собственности на рынке топлива в последние полгода? Как это бывает – когда власть меняется, бизнес переходит из рук в руки?
-Нет, этот рынок как-то в стороне от подобных процессов. В нем практически нет государственной доли, он более автономен и не зависит от таких передряг. Многие объекты, которые достраиваются сегодня, были начаты еще до всех этих событий. Есть определенная инерция, взяты деньги, есть какие-то обязательства. Но новых планов ни у кого сегодня нет. Так же было в 2009 году, все остановилось. В 2011 начался подъем, 2012- «пик», в 2013-2014 планировался инвестиционный прорыв, но… Что касается конкуренции: в любой европейской стране вы больше 5-6 брендов на этом рынке не найдете. У нас же – минимум 10 крупных брендов, с количеством станций больше 100. они занимают порядка 60% рынка. Еще 40% приходится на несметное количество мелких операторов. Все это рождает жесткую конкуренцию.
-Как вы можете прокомментировать  информацию о новом подорожании бензина уже после резкого скачка цен?
-Это – та же инерция. На минувшей неделе «рванули» все большие сети. Сегодня к ним подтягиваются сети поменьше.
-Ваш совет автовладельцам, что делать в данной ситуации? Перестать ездить?
-Нужно изучить возможность перехода на сжиженный газ. Сейчас это становится просто мега-выгодно, потому что с начала года топливо подорожало почти на 50%, а сжиженный газ только на 20%. И, в перспективе, он будет примерно вполовину дешевле, чем А-95. Если раньше бензин стоил 11 грн. за литр, а газ – 7, экономия – 4 грн. на литр, сейчас бензин 16 грн., газ – 9 грн. за литр, уже 7 грн. разница. Выгода стала очевиднее. Но на это нужно решиться — переоборудование машины обойдется от 1 тысячи долларов до 1 тысячи евро. Для рядового автомобилиста это многовато.
-А насколько это безопасно?
-Современное газобаллонное оборудование абсолютно безопасно и экономично.

Читайте также по теме