Марина Иванова
15:14 12/06/2015

С. Куюн: «База под Васильковом была центром кустарного производства нефтепродуктов в столичном регионе»

Пожар под Васильковом многих заставил вспомнить аварию на ЧАЭС в 1986 году: с тех пор столь масштабной техногенной и экологической катастрофы на Киевщине не было. По данным ГСЧС, убытки от пожара составляют 39 млн. грн. Но самое ужасное, что пламя унесло пять человеческих жизней, а также нанесло ущерб здоровью людей. В данное время, по информации ГСЧС, на нефтебазе ООО «Бытремстройматериалы» в селе Крячки Васильковского района Киевской области спасатели контролируют 100 % территории, не наблюдается ни одного очага открытого огня. О причинах пожара корреспондент ГолосUA беседовала с директором консалтинговой группы «А-95» Сергеем Куюном.

— Сергей, версий пожара под Васильковом высказано множество. По вашему мнению, почему он возник?

— В отраслевых кругах и на рынке нефтепродуктов ни для кого не секрет, что нефтебазы БРСМ в Василькове и Переяславе-Хмельницком — это два центра кустарного производства нефтепродуктов в столичном регионе. Но, на самом деле, они даже в республиканском масштабе большие.

— Почему возникли такие подозрения?

— Это не просто разговоры, они имеют под собой очень серьезные основания, подтверждаемые фактами. В частности, данными железнодорожных перевозок нефтепродуктов, приходящих на эти нефтебазы. Если на все остальные базы поступают стандартные для отрасли продукты, дизельное топливо и бензин, то на эти две базы приходит еще с десяток наименований различных топливных компонентов и присадок. Это — стабильный бензин, газовый конденсат, октаноповышающие присадки, пентановая и изопентановая, бутановая фракции нефтеперегонки, широкая фракция легких углеводородов, и даже реактивное топливо. Вдумайтесь, ну зачем топливо для самолетов в заправочной сети? Кто-то может это объяснить? Да и газовый конденсат на заправках БРСМ не продается.

Такой набор компонентов говорит участникам рынка о конечном продукте столь однозначно, как намерение купить муку, яйца, повидло, сахар и масло, чтобы сделать пирог. Мы понимаем, что из названных ингредиентов собираются производить бензин.

— Были ли еще какие-то признаки, что на нефтебазе в Василькове «бодяжили» бензин?

—  Если исследовать статистику, розничные продажи БРСМ были намного выше, чем закупки топлива на рынке. То есть, около 30% бензина в этой сети вообще появлялось неизвестно откуда. Но этот объем «прибавки» полностью соответствовал сумме компонентов, которые приходили на нефтебазы. Это также свидетельствует, что при их смещении получались дополнительные объемы нефтепродуктов.

По данным Государственной таможенной службы, за четыре месяца текущего года БРСМ импортировало исключительно бензин А-92. Возникает вопрос: что они продают под видом А-95 на своих заправках, если не закупают топливо этой марки?

— Фальсификация нефтепродуктов могла вызвать пожар?

— Уже и Турчинов, и Чечеткин заявили, что возгорание произошло во время перекачки топлива. На нефтебазе использовали обычный переносной насос. Он не был пригоден для таких действий, ведь должны использоваться специальные пожаро-безопасные насосы. А это был обычный бытовой, на который со шланга попало пламя. Произошло возгорание. Последствия все видели.

В то же время, для перекачки нефти из одного резервуара в другой используются специальные мощные насосы. Оператор осуществляет это действие с помощью автоматической системы управления, без непосредственного человеческого участия. Зачем тогда понадобился маломощный переносной насос? Ответ один — его использовали для подачи небольшого количества определенного компонента в резервуар с топливом. По сути, это был элемент производственного процесса по выпуску фальсификата. Если бы подобное не практиковали на территории нефтебазы, не было бы и пожара.

— Почему пожар так быстро стал масштабным?

— На нефтебазе под Васильковом не было никакой противопожарной техники, пены, воды, противопожарного водоема. Это усугубило ситуацию.

— Как столь долгое время владельцы крупнейшей сети АЗС могли заниматься подобным бизнесом?

— Моя версия, что причина одна: коррупция. Она позволяет «покупать» пожарных инспекторов, закрывающих глаза на отсутствие самых необходимых средств пожаротушения, договариваться с налоговиками. По нашим оценкам, объем кустарного производства бензина и дизтоплива в этой сети за 2014 г и первые четыре месяца 2015 г. составил более 100 тыс. тонн. Это — около 700 млн. грн. налогов, которые не были уплачены. Эти суммы позволяли владельцам сети АЗС делать все, что угодно.

Читайте также по теме