После недавнего скачка цен на бензин, дизтопливо и газ, освободивших дороги столицы и других городов Украины от привычных пробок, на рынке топлива наблюдается некоторое затишье. Однако, по словам экспертов, вскоре стоимость бензина может снова начать расти. Спровоцировать этот процесс может повышение мировых нефтяных котировок, сохранение дефицита доллара и евро, ведущего к ослаблению гривны, а также рост спроса на нефтепродукты из-за выездов на далекие расстояния в связи с майскими праздниками и сельскохозяйственными работами. О том, взвинтят ли снова цены владельцы сетей АЗС, корреспондент ГолосUA расспросила директора «Консалтингової группы А-95» Сергея Куюна.
— Сергей, действительно ли происходит уклонение трейдеров от 5% налога с розничной реализации топлива?
— Безусловно, это сейчас наблюдается. 5% налог с розничной реализации топлива был введен с 1 января 2015 года, абсолютно неожиданно, к тому же — совершенно непродуманно. Это, в конечном итоге, обернулось массовым уклонением от его уплаты. И, соответственно, крушением надежд правительства на сбор данного налога.
Думаю, Минфин и фискальная служба искали пути увеличения бюджетных поступлений. Но, в результате, получили «обратный эффект». В частности, дали стимул недобросовестным участникам рынка не платить этот налог. С какой стороны ни глянь, 5% налог на розницу оказался крайне неэффективен и не достигает ни одной из целей, ради которых был введен.
— К каким нарушениям ведения бизнеса привело введение этого налога?
— В частности, продавцы стали массово «пробивать» топливо «мимо» кассы. Можно обратить внимание на это и в Киеве: на многих заправках, в особенности, на газовых, оператор среди бела дня берет деньги у покупателя и сразу же кладет их себе в карман, без чека или другого финансового документа.
Есть и другие незаконные способы ухода от уплаты 5% налога на розничную реализацию топлива. Так, закон гласит, что он применяется только в конечной реализации. При этом непонятен сам термин «конечной реализации». В результате, многие операторы начали продавать бензин, газ и дизтопливо физлицам, но под видом продаж для бизнеса.
— Как введение этого налога влияет на цену топлива?
— Крупнейшие добросовестные участники рынка вынуждены платить этот налог. Он участвует в ценообразовании, добавляя к стоимости топлива порядка 1 грн на литр. Бензин сейчас стоит около 20 грн./л, 5% — это и есть 1 грн. Но они-то цены поднимают, а их конкуренты все равно к этим ценам «подтягиваются», не платя налог. Поэтому стоимость топлива на заправках выросла, а налог не собирается, или собирается не в полной мере.
— В апреле 2015 г. более всего подешевел газ, менее всего — дизтопливо. Есть ли какие-то видимые причины для этого?
— Я бы не заострял внимание на этом вопросе. Сжиженный газ хоть и является продуктом нефтепереработки, но его цена зависит от других факторов и рынков, нежели у дизтоплива. Кроме этого, процессы ценообразования на газ и дизель имеют инерцию и могут не совпадать во времени.
— По словам экспертов, повышение цены топлива на АЗС может спровоцировать рост мировых нефтяных котировок, а также — дефицит доллара и евро, ведущий к ослаблению гривны. Влияют и такие факторы, как массовый выезд людей на майские праздники, разгар сельхозработ. В связи с этим — каких цен на бензин и другие виды топлива можно ожидать в ближайшем будущем?
— Думаю, праздники здесь абсолютно ни при чем. Наоборот, во время выходных дней потребление бензина падает. Наступает «мертвый сезон».
К тому же, серьезно упал спрос на топливо, в силу общеэкономических и политических проблем. Поэтому я не думаю, что стоит говорить о каких-то мегапеременах на рынке топлива. На его стоимость по-прежнему оказывают влияние два основных фактора: мировые цены на нефть и курс валют. Если говорить о настоящем, особых причин для роста цен на бензин, газ и дизель или большого их падения я не вижу. Но, с другой стороны, ситуация с валютным курсом очень шаткая. Он, в свою очередь, зависит от того, возобновятся ли военные действия на Востоке.