Ольга Черненко
13:37 16/12/2012

С. Полякова: «Недофинансированием науки власть рискует потерей молодого научного потенциала»

В следующем году власть решила сэкономить на "мозгах страны". Вместо 3,8 миллиардов гривен, необходимых для нормального функционирования Национальной академии наук, на нужды ученых выделено 2,5 миллиарда. Чем чревато такое отношение к науке и какими могут быть последствия в интервью ГолосUA рассказала член президиума ЦК профсоюза работников НАН Украины Светлана Полякова.
— Может ли бюджет-2013 стать приговором для науки?
— Я бы так еще не сказала. Ученые — люди очень терпеливые. Они понимают, что в 2013 году им будет достаточно трудно. Но не так страшен сам бюджет, как тенденции, которые в нем заложены. Это действительно приговор для науки. Ведь если и дальше такими же темпами будет сокращаться финансирование, значит с каждым годом надо сокращать все больше людей. В этом году сократить придется каждого десятого ученого. Если сохранятся тенденции, которые заложены в этом бюджете, это будет реальным приговором для науки.
Но сокращение штата — это очень сложный процесс. Мы понимаем, что, по сути, мы выбрасываем на улицу ученых. Ведь люди, которые проработали определенное время в науке, не могут быстро перестроиться и пойти работать продавцами. Психологически очень тяжело людям, которые зарабатывали своими мозгами, уйти в другую сферу.
К тому же, процесс сокращения штатов непростой. Это процедура, которую нужно выдержать. Еще 3 месяца выплачивается заработная плата человеку. Также законодательство запрещает сокращение определенных категорий работников, у которых есть определенные льготы. К тому же не факт, что под сокращение попадут именно те, у кого, как говориться, меньший научный потенциал.
— На чем тогда придется экономить, если не удастся добиться того, чтобы финансирование науки увеличили?
— Мы все-таки надеемся, что не все потеряно и будем добиваться своего с помощью консультаций с властью, новых пикетов, чтобы нам все-таки увеличили финансирование. По крайней мере на коммунальные услуги. Чтобы мы могли заплатить 200 тысяч гривен, и чтобы люди работали в теплых, освещенных помещениях, с теплой водой.
Хочется верить, что власть, которая говорит об инновационном векторе развития отечественной экономики, повернется к науке лицом. Мы четко расписали бюджет. Мы уже сократили его до 3,2 миллиарда гривен. Четко прописано, на какие статьи не хватает. Надеюсь, что компромисс найдем, и что наука будет профинансирована в нужном объеме. Иначе в результате это может привести к краху отечественной науки.
— Чем сегодня рискует государство?
— Прежде всего потерей научного потенциала, молодого научного потенциала… Конечно, доктора, профессора со стажем уже не поедут за границу. Но молодежь уезжает. Я не скажу, что это массовый процесс. Но таких немало…
— Куда, в основном, выезжают? Где наши ученые наиболее востребованы?
— Во всех странах много наших ученых: в Америке, в Японии, в Германии, в Италии, в Африке. Они по всему миру. Едут, потому что там им предлагают неплохие условия.
— В каким сферах наш научный потенциал наиболее востребован за границей?
— Это биологи, химики, технологи, физики, математики, экономисты, врачи…
— Как вернуть ученных назад? Чем сегодня их можно заинтересовать в нашей стране?
— Только создать условия, чтобы они сами возвращались. Потому что карательными мерами не вернешь.
Молодежь можно заинтересовать, прежде всего, достойной заработной платой. Если брать законодательство "О научной, научно-технической деятельности" — это должно быть 2 заработных платы в промышленности. Если средняя заработная плата в промышленности 3100 гривен, ученые должны получать 6200 гривен. Конечно, должна быть градация. Это средняя сумма. Но это более-менее достойная зарплата. Второе – это жилье. Бесспорно, вся наука не может быть сосредоточена в крупных мегаполисах. У нас есть « самородки» в регионах, молодежь, которая может и хочет там работать. Но им негде жить. Понятно, что мы не можем всем сразу предоставить жилье. Но должен быть отбор. Обычно, в институтах знают, кто из аспирантов перспективный, кто будет работать в науке. Таких людей на самом деле немного.
— Сколько сегодня получает молодой научный специалист?
— Оклад ведущего экономиста где-то 1900 гривен. Это без отчислений. Минус 21% отчислений — это 1700 гривен в среднем. С такой зарплатой особо не проживешь. Поэтому здесь людей держит, в основном, идея….

Читайте также по теме