С. Протас: «От грязной питьевой воды у нас могут умирать младенцы»

Наряду с ворохом нерешенных злободневных вопросов в Украине никуда не делась острая проблема некачественной водопроводной воды. Не надо забывать, что одним из основных прав человека  является доступ к надежным источникам чистой воды. Чистая вода, как и чистый воздух — важнейшая составляющая здорового образа жизни. Эксперты бьют  тревогу, ибо у нас фактически разрушена система  контроля качества питьевой воды.  До сих пор не реорганизованы отечественные водоканалы.  Об основных требованиях к качеству питьевой воды и водных факторах риска для здоровья населения, корреспонденту ГолосUA рассказал экс-заместитель главы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины Святослав Протас.

— Есть ли в Украине стандарты качества питьевой воды?

— На сегодняшний день документом, который устанавливает требования к качеству  и безопасности питьевой воды, в Украине  являются Государственные санитарные правила. Они были утверждены еще в 2010 году и направлены были на выполнение плана имплементации к европейскому законодательству. К большому сожалению, несмотря на уступки Министерства здравоохранения отечественным водоканалам в части отсрочки отдельных жестких показателей качества воды, в том числе и по органическому загрязнению, до сегодняшнего дня водоканалы не были реорганизованы. Государственные санитарные правила предусматривают более 60 показателей качества. Они разбиты на 3 этапа. Первый — предусмотрен сразу в 2010 году — это показатели по микробиологическому и химическому загрязнению воды. Через 5 лет — в 2015 году — вступили в силу дополнительно еще 20 показателей качества воды. Сейчас в 2020 году еще 20 показателей должны будут добавиться.

— Выполняются ли эти требования к питьевой воде в Украине?

— Конечно, нет. Вместо того, чтобы модернизировать систему водоподготовки и, соответственно, систему контроля — на сегодня фактически все это разрушено, в частности, в части государственного контроля над качеством воды. Ответственность за качество воды  по всем законам регламентирует в Украине Министерство здравоохранения и Государственная санитарно-эпидемиологическая служба. Так было всегда. Такая система всегда действовала в рамках  системы здравоохранения.  Проводился жесткий контроль качества питьевой воды, кроме того контроля, который непосредственно проводит само предприятие  водоподготовки — так называемый производственный контроль. Они обязаны были по закону его проводить. Еще был государственный контроль, где были определены определенные места по отбору воды, периодичность проверок, была соответствующая лабораторная база, которая позволяла производить контроль качества воды. На сегодня, к большому сожалению, только в Киеве  можно найти такие лаборатории на уровне научных учреждений, а не практические лаборатории, которые способны даже на 100% провести полный анализ питьевой воды по 60 показателям. Считаю это полной профанацией  — документ есть, требования есть, но соответствие питьевой воды этим требованиям не отслеживается и жестко не контролируется.

— Напрашивается вопрос, почему при такой плохой воде у нас нет проблем?

— На самом деле проблемы у нас есть, просто мы их не замечаем. Если говорить о питьевой воде как о факторе риска для здоровья населения, то она имеет две составляющие. Первая — эпидемическая  (есть яркие случаи, когда происходят вспышки водных эпидемий, последняя из них  — в Измаиле, когда  одновременно много людей, и детей в том числе, попали на больничную койку). Вторая составляющая — еще одна опасность, которую несет в себе вода, — это так называемый фактор малой интенсивности (химические и радиологические факторы), которые не проявляются сразу, но они накапливаются и приводят к тому, что у нас на сегодня уровень онкологических заболеваний — один из самых высоких в Европе, также растет уровень сердечно-сосудистых заболеваний. У нас большие эндемичные территории (ограниченная территория, на которой постоянно регистрируются случаи  болезни и (или) циркуляции возбудителей болезней, — Авт.) с такими микроэлементами, как фтор, йод.  Не так давно, в 2010 году, у нас умирали дети от водно-нитратной метгемоглобинемии.

— Что это за заболевание?

— Водно-нитратная метгемоглобинемия – это заболевание, которое связано с употреблением воды, содержащей нитраты, превышающие нормативы, предусмотренные санитарными правилами. Когда в воде содержится большое количество нитратов, они накапливаются в организме младенцев — это дети до года, а также — малышей до 3 лет. Если дети употребляют эту воду в основном из децентрализованных источников, то быстро наступает гипоксия (кислородная недостаточность, — Авт.), и эти дети умирают. Десятки смертельных случаев (в основном эти  были дети до 3 лет)  были у нас в 2010 году. Тогда был введен тотальный контроль всех шахтных колодцев. К большому сожалению, сегодня у нас эта работа абсолютно не проводится. Можно ожидать, что рано или поздно  эта проблема может снова возникнуть в нашем обществе.

— Что вы можете сказать о бутилированной воде? Качество ее  кем-то проверяется?

— Вопрос бутилированной воды — это спекулятивный вопрос, потому что это вопрос бизнеса, здесь всегда возникает горячая дискуссия. С одной стороны, слава Богу, что сегодня есть альтернатива централизованному водоснабжению в части приготовления еды, для питья. У нас нет таких ярких трагических последствий  отравлений, связанных с водой, потому что, я думаю, что большинство населения, которое может себе позволить покупать бутилированную воду, покупает ее.  С другой стороны, мы, безусловно, знаем, что на этом рынке есть серьезные злоупотребления.  Есть очень много предприятий, которые  находятся в подвалах, в заброшенных сараях, — они изготавливают бутилированную  воду  фактически из той же водопроводной воды,  клеят этикетку,  таким образом, гарантируя якобы эпидемическую безопасность, чтобы люди не отравились. Такая вода может даже через 5-10 лет стать причиной возникновения онкологических заболеваний. Об этом никто не говорит. Мы прекрасно понимаем, что невозможно найти столько скважин в Украине, чтобы обеспечить такой объем  рынка воды, который у нас на сегодня имеется. Известные бренды поставляют воду даже на экспорт. Но если мы говорим, что это какая-то уникальная вода с какой-то определенной географической скважины, то она может обеспечить максимум какой-то отдельный регион, а не всю Украину, да еще и другие страны. Здесь не нужно иметь много ума, чтобы понять, как эта вода делается.

Читайте также по теме