Государственная служба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками запретила использовать в Украине ряд популярных препаратов. Поводом для запрета послужили летальные случаи после применения некоторых лекарственных средств, также зафиксировано несоответствие состава и контрабанда. ГолосUA решил разобраться, как уберечься от фальсификата и расспросил об этом бывшего заместителя председателя Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины Святослава Протаса.
— Много ли фальсифицированных иммунобиологических препаратов попадет на украинский рынок?
— Государство в лице Министерства здравоохранения лишило себя обязательства контролировать качество иммунобиологических препаратов, которые поставляются на территорию Украины. Это говорит о том, что на рынке может быть огромное количество фальсификата и некачественной продукции, что может привести к крайне негативным последствиям. В частности, недавний пример в Суммах, где после вакцинации умер новорожденный. Также в Тернополе, где после вакцинации скончался шестимесячный ребенок. Минздрав не провел качественное расследование, экспертизу и лабораторное исследование, и скрывает правду от украинцев. На сегодняшний день нет ответа, кроме заявления Министерства, что это не связано с вакцинацией. Однако специализированного ответа от медэкспертизы до сих пор нет.
— Кто должен проверять иммунобиологические препараты, поступающие в Украину?
— В Украине работает госслужба по проверке медицинских препаратов. Она является уполномоченным государственным органом. Однако Минздрав, который формирует политику охраны здоровья, лишен возможности проведения данного контроля. Также не может проводить расследование в случае выявления некачественных препаратов, повлекших за собой летальный исход. Кроме того, есть еще один орган. Государственное предприятие «Фармацевтический центр». К сожалению, Минздрав в антиконституционный способ возложил на это предприятие и регистрацию лекарств от имени государства, то есть, совершать так называемый фармацевтический надзор за эффективностью этих препаратов и их побочными действиями. Минздрав заложил конфликт интересов. Орган, который дает добро на ввоз этих препаратов, завтра контролирует, насколько они являются эффективными и безопасными. Если орган уже утвердит их ввоз, то не скажет, что препараты являются небезопасными. Однако это противоречит Конституции и законодательству, так как государственные предприятия, которые являются субъектами хозяйствования, не могут осуществлять такие действия. Этим должно заниматься само министерство или соответствующая служба.
— То есть украинцы рискуют собственной жизнью из-за приобретения некачественных лекарств?
— Конечно. Спрос на лекарственные средства постоянно возрастает. Это связно с рекламой фармацевтических препаратов. Кроме того, сейчас массово появляются экзотические заболевания. В итоге производители и недобросовестные предприниматели прибегают к фальсификации лекарств и иммунобиологических препаратов. Фальсификация порождает повышенный спрос на медпрепараты. Многие люди не доверяют врачам, а, руководствуясь увиденной рекламой и слухами, покупают те или иные препараты. Кроме того, многие медики, чтобы выжить, руководствуются гипердиагностикой, то есть вступают в коррупционный сговор с аптеками и выписывают лекарства, которые не принесут пациенту пользу. Таким образом, за каждый проданный медикамент медики получают процент от аптеки. Даже здоровых людей отправляют в аптеку за покупкой этих препаратов.
— Можно ли этого избежать?
— Медицина должна стать профилактической мерой. Люди должны вести здоровый образ жизни и понимать, что дешевле – не болеть. Кроме того, если застраховаться, то уже страховой агент будет разбираться с врачом, насколько нужен и эффективен тот или иной препарат, назначенный пациенту. Пока Минздрав будет торговать лекарствами и осуществлять их закупки, то ничего не изменится. Больницы и Минздрав продолжат зарабатывать деньги на украинцах коррупционным путем. Пока мы не избавим систему охраны здоровья от вопроса закупок и не переложим эту функцию на организации, которые не имеют отношения к медицине, коррупцию в фармбизнесе побороть не удастся.
— Готова ли Украина к борьбе с эпидемиями?
— Абсолютно не готова. Не создан резерв иммунобиологических препаратов. В частности, резерва сывороток и вакцин на данный момент нет. В итоге украинцы ежегодно умирают из-за отсутствия тех или иных вакцин или сывороток. К примеру, от ботулизма. Кроме того, Минздрав не принял целую цепочку актов по защите населения от инфекционных заболеваний для того, чтобы обеспечить должным образом эпидемиологическое расследование тех или иных случаев заболевания. Так же нет программы иммунопрофилактики. Кроме того, разрушена система санитарно–эпидемиологического надзора, которая работала в лице государственной эпидемслужбы. Зато создали центр общественного здоровья, который оказался втянутый в коррупционные схемы. В итоге, в стране одно за другим вспыхивают те или иные заболевания и эпидемии. При таком уровне иммунизации и медицины нас уже завтра может накрыть эпидемия дифтерии. В Николаевской области холера. Лаборатория установила, что в водоеме есть штамм холеры, но никому из Минздрава это не интересно. Ситуация не контролирована, и в любой момент для Украины это может закончиться очень трагично – потерей жизней сотен украинцев.