Проблема пищевых отравлений, особенно в летнее время, остается у нас темой номер один. Массовые отравления в Украине происходят очень часто, однако виновники их каким-то образом получают индульгенцию от наказания. Нонсенс, но за массовые отравления людей у нас никто не отвечает. Поначалу вспышки вызывают серьезный общественный резонанс, но потом дело спускается на тормозах, затихает и затухает. Виновных, отравивших десятки человек, у нас никогда не находят. О ситуации с массовыми пищевыми отравлениями в Украине и механизмами борьбы с ними корреспонденту ГолосUA рассказал бывший главный санитарный врач Украины Святослав Протас.
— Святослав Викторович, на ваш взгляд, введение инспекторских проверок качества еды уменьшит количество пищевых отравлений в Украине?
— Безусловно, сегодня происходит какая-то вакханалия на рынке пищевых продуктов. Но лично я не являюсь поклонником жестких административных мер, тоталитарных подходов к бизнесу. Жаль, что наша власть декларирует дерегуляцию, а на самом деле делается наоборот, перераспределяется бизнес и рынок. Действительно, когда работала санитарно-эпидемиологическая служба еще по инерции советской системы, то был административный подход, держали всех в «ежовых рукавицах», все более-менее работало, но все равно были вспышки пищевых отравлений. Однако сегодня действительно, их количество неимоверно выросло.
— Насколько выросло количество массовых пищевых отравлений в последние годы?
— Если с 1990-го по 2010 годы в Украине было где-то в среднем 30-50 вспышек пищевых отравлений в год, то в последние годы таких вспышек происходит больше 200 в год. Имеется в виду вспышки разных кишечных инфекций. То есть, это минимум в 4 раза увеличилось количество массовых пищевых отравлений в год. Это подтверждает то, что определенный административный подход как бы был эффективным, но на сегодня есть намного более эффективные модели, методы подхода к этой проблеме.
— Какие подходы являются сегодня самыми эффективными?
— Мы, когда внедряли реформы, говорили, что, извините, но не сможем обеспечить присутствие санитарного врача возле каждой палки колбасы для того, чтобы обеспечить безопасность каждого гражданина. Это нереально, неэффективно и бессмысленно. Поэтому делать упор на административный подход и увеличивать количество инспекторов будет только улучшать статистику правоохранительных, антикоррупционных органов, потому что там, где пересекаются интересы государства и бизнеса – там всегда есть конфликт интересов, и там всегда есть коррупция.
— Если сравнивать нашу статистику по пищевым отравлениям с Европой, то в той же Германии почему-то не фиксируется массовых случаев отравлений едой…
— В Европе такого нет, и знаете почему? Там есть ответственность! Наша беда в том, что у нас никто ни за что не отвечает. Никто никого не наказывает. Ходят и рассказывают: давайте мы сейчас будем проверять. Будут ходить, штрафовать, а отвечать ни за что не будут. Для бизнеса эти проверки, наоборот, лучше, поскольку зачем бизнесмену сидеть в тюрьме – ему проще заплатить штраф. 100-200 тыс. грн штрафа все же лучше заплатить, чем сидеть в тюрьме. В Украине за 25 лет ни одного криминального дела за нарушение санитарного закона, которое привело к вспышке пищевого отравления, не было доведено до конца. Никто не ответил. За 25 лет были возбуждены десятки тысяч дел, и ни одно из них не было доведено до конца. Поэтому мы и говорили: давайте уже забудем эти контролирующие функции, этот примитивный подход, и будем говорить об усилении ответственности.
— Каким образом можно усилить ответственность производителей и продавцов за качество продуктов?
— Безусловно, любое пищевое отравление людей должно быть доведено до уголовной ответственности. Должно быть справедливое наказание. Один хотя бы прецедент сделайте, и другим будет неповадно. Это первое. Во-вторых, предприниматель должен компенсировать вред, причиненный здоровью. Отравилось, например, 30 детишек — то этот предприниматель должен выплатить по 10 тыс. грн, по 100 тыс. грн, как будет определен моральный и материальный вред, а также вред здоровью. Это эффективный инструмент. У нас за годы независимости было принято всего 2-3 решения судей о компенсации вреда. Суммы были смешные. В 2016 году, когда мы активно включились, в Бердянске отравилась молодая женщина в состоянии беременности. Возможно, это повлияло на судью, и суд присудил этой женщине 25 тыс. грн компенсации за причиненный вред здоровью от предпринимателя, который продавал некачественную еду. Всего 25 тысяч.
— Какие штрафы предприниматели платят за границей за причиненный вред здоровью человека?
— Мы периодически слышим в средствах массовой информации о том, за границей компенсируют вред здоровью человека в размере миллиона, 10 миллионов евро от предприятия, которое причинило вред здоровью, и кто-то там заболел. Конечно, если бы мы имели такой прецедент в Украине, чтобы этот предприниматель не штраф заплатил в казну 10 тыс. грн, а лично человеку заплатил за то, что причинил ему вред, — 100 тыс. грн, поверьте, он бы в следующий раз вычистил все и вымыл, и не надо ему инспектора, чтобы рядом стоял.
— Какие механизмы могут быть действенными для нашего бизнеса?
— Мы должны создавать современные механизмы и рычаги, чтобы стимулировать бизнес быть сознательным. Административными методами мы не добьемся порядка. 25 лет власть жестко контролировала всё, и 25 лет мы говорим, что у нас была плохая, некачественная продукция. Значит, необходимо признать, что такие методы неэффективны. Досадно, что бизнес не очень-то спешит повышать свою сознательность, но радует то, что первые звоночки есть. У нас были в практике случаи, когда собственник сети общественного питания приходил лично и писал заявление, чтобы ему провели проверку и дали предложения. Это наиболее дешевый способ для него, поскольку для того, чтобы заказать надлежащий аудит, ему надо было заплатить десятки тысяч гривен. А тут он просто пишет заявление, платит смешной штраф в 100 грн, и ему дают, что самое важное, профессиональные рекомендации, потому что санитарные врачи являются профессионалами в своей сфере. Они 10 лет учились тому, чтобы устранять эти проблемы. После этого составлялся акт, согласно которому этот предприниматель собрал своих работников и сообщил, кто за что отвечает, с кого он снимает премию. И это пример сознательного бизнеса. Так должен работать у нас весь рынок пищевых продуктов. А мы должны создать ему условия для того, чтобы он был заинтересован в этом.
— Система инспекторских проверок не даст ожидаемого эффекта?
— Если рынок пищевых продуктов будет так работать, сознательно, тогда у него будут какие-то льготы, и ему будут «пряник» давать. А если он будет по-другому работать, он в первую очередь пострадает финансово. Он заплатит человеку за причиненный вред, а может сесть в тюрьму. Один сел, и ты сядешь. А у нас занимаются ерундой и наступают на те же грабли. 25 лет мы топтались на одном месте, и опять будут инспектора, опять будет коррупция, опять будет прокуратура, будут платить по 100 грн, и опять мы откатываемся назад на 10 лет.