С. Рыбалко: «Украина повышает цену воды для орошения в десятки раз, и это «убивает» сельское хозяйство»

В Украине сельское хозяйство после изменения климата и уменьшения осадков стало слишком зависеть от искусственных систем орошения. Основная инфраструктура этих систем орошения сейчас находится на балансе государства – это водные артерии и насосные станции. Таким образом, государство является монопольным балансодержателем водной инфраструктуры, а Государственное водное агентство повышает цену на воду для орошения в десятки раз за последние годы. Это «убивает» сельское хозяйство. Аграрии прекращают сеять интенсивные культуры, соответственно, уменьшая налоговые отчисления в госбюджет. Об этом в интервью ГолосUA рассказал председатель фермерского хозяйства «Аделаида», член правления Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Сергей Рыбалко.

— Сергей Викторович, по вашему мнению, в каких регионах Украины нужно создавать искусственные системы орошения полей и садов и почему?

— Во всех регионах. Потому что в Украине уже не осталось почвы с достаточным природным увлажнением.

— Я так понимаю, это связано с тем, что изменился климат?

— Конечно.

— Есть ли диалог между аграриями и властью по теме создания искусственных систем орошения?

— Да. В августе 2019 года правительством Украины была принята Концепция о развитии орошения в Украине.

Сразу упомяну, что при Советском Союзе Украина имела 2 млн 600 тысяч гектаров орошаемых земель и несколько миллионов гектаров дренажных земель. На сегодня дренажирование заброшено, а орошение производится только на 600 тысяч гектаров. Из них 400 тысяч гектаров находится в Херсонской области.

— А почему заброшено дренажирование?

— Нет государственного финансирования. Я поясню: задачей дренажных систем было водное регулирование. Дренажные системы позволяли сохранять влагу в почве. Если на каком-то участке влаги было мало, закрывали задвижку и влага оставалась в каналах. А если влаги в почве было много, то воду спускали в реки.

Раньше госструктуры поддерживали дренажные системы в рабочем состоянии. Сейчас нет финансирования, инфраструктура вышла из строя, соответственно, система не работает.

Мое предприятие начинало работать в Херсонской области. В Херсоне раньше объем годовых осадков составлял 420 мм. В 2006 году мы открыли филиал в Новоград-Волынском районе (Житомирской области), там к тому времени осадки были в объеме 670 миллиметров в год. И когда мы начали работать в Житомирской области, там все каналы – дренажные системы, водоемы, — были заполнены водой. На сегодня в Херсонской области увеличилось количество осадков, их стало около 500 миллиметров в год. А в Житомирской области к 2019 году осадков стало меньше — до 570 миллиметров.

Сейчас осадки выпадают ливнеобразно. Есть периоды, когда до 60-70 дней земля вообще без влаги. Весной 2020 года абсолютно по всей стране на полях нет достаточной природной влаги. И уже несколько лет подряд если осадки выпадают, то они выпадают разово за короткий период – за день, за три. И вся вода, которая выпадает на поля, она стекает, она уходит. Таким образом, количество полезной для урожаев воды стало еще меньше, чем было до смены климата. Поэтому сельское хозяйство Украины сейчас без искусственного орошения просто не сможет существовать.

— Скажите, делали ли вы или ваши коллеги расчеты, какая приблизительно нужна сумма на создание искусственной системы орошения и как это рассчитать с учетом, допустим, затрат на 1 гектар?

— Систем орошения есть много и разных. В Украине уже есть готовые искусственные системы орошения – подземные, надземные, канальные.

Чтобы вы понимали, как выглядит система орошения в масштабах Украины, то ситуация такая: вся система орошения была разделена на несколько частей. Осталась та часть, которая контролируется государством – это основные магистральные подводящие каналы, которые подходят к насосным станциям, и насосные станции. То есть основные водные артерии у нас принадлежат государству.

Далее идут внутрихозяйственные системы: это могут быть внутренние каналы, или водопроводы высокого напорного давления или какие-то напорные скважины.

Их принадлежность может быть разная: они принадлежат приблизительно 30% этих систем у сельских советов, процентов 15 – у районных советов, процентов 20 – частным собственникам, и процентов 35% это бесхозные системы.

На восстановление водных систем, которые не используются, нужно тратить разные деньги. И, прежде, чем строить искусственные системы орошения заново, нужно учесть много факторов. Эти факторы очень влияют на цену.

Что касается систем полива — это дождевание, полив наплывом и капельное орошение.  Дождевание возможно различными машинами — круговыми, фронтальными, гидравлическими ушками. Они используют электроэнергию или дизельные установки.  Наплывом в основном поливают рис или поля, где рельеф местности выровнен. На юге Херсонской области в последние годы распространено капельное орошение.

Если брать капельное орошение, то инвестиции в систему без подводящих трубопроводов это примерно 3000 тыс. долларов на 1 гектар. Обычно такие инвестиции одноразовы и потому их стоит использовать на высокорентабельных овощных культурах.

Капельное орошение может также применяться в садоводстве, в виноградарстве, но капельное орошение используют и для выращивания кукурузы.

Но все же основные системы орошения — это системы дождевания. Стоимость такой машины на 65-70 гектаров около 100 тысяч долларов. Подводка к ней коммуникаций – еще 100 тысяч долларов. То есть на 65 гектаров нужно потратить около 200 тыс. долларов. Это инвестиция приблизительно в 3-3,5 тысяч долларов на 1 га.

— Через какой срок эта инвестиция может окупиться?

— Все зависит от того, какие культуры выращивают на орошаемых полях. Если это высокоэффективные культуры, как, например, овощи, картофель, то окупаемость таких систем орошения – 5-6 лет. Если это зерновая масличная группа – то окупаемость 10-12 лет.

— Сергей Викторович, какие в Украине есть госпрограммы компенсации затрат на технику для орошения?

— У государства на протяжении последних 3 лет действовала госпрограмма 30%-ной компенсации стоимости сельхозтехники отечественного производства для дождевания. Это позволило снизить цены на импортную сельхозтехнику, снизить стоимость запчастей и улучшить обслуживание, создать рабочие места. Я считаю, эту госпрограмму одной из лучших. Но в этом году на эту программу выделено меньше денег и осталась недофинансирована прошлогодняя программа, поэтому считаю важным отдельной строчкой внести в госпрограмму компенсации затрат на технику для орошения. Отмечу, чем меньше государство помогает аграриям, тем выше цены на сельхозпродукцию.

— Сергей Викторович, вы говорили, что если аграрии не тратят деньги на искусственные системы орошения, они вообще не могут прогнозировать объемы урожаев?

— Да, все становится непредсказуемым. Мы делали несколько аналитических срезов по доходности одного гектара. И выяснили, сколько можно получить денег после продажи урожая с одного гектара: на протяжении последних 5 лет на юге Украины в Херсонской, Запорожской областях доходность неорошаемого гектара составляет максимум 12-20 тысяч гривен. А прибыль с таких земель можно получить раз в 3 года.

Если мы возьмем доходность орошаемого гектара, допустим, на масличных зерновых культурах, то она достигает 30-40 тысяч грн и рентабельность на уровне 15-20 процентов. А если это доходность с овощного орошаемого гектара, то она достигает 150-250 тысяч гривен, а рентабельность до 40 процентов, хотя все очень сильно зависит от конъюнктуры овощного рынка. То есть разница между орошаемым и неорошаемым гектаром очень большая.

Но даже при доходности 150 тысяч грн на 1 гектар фермер может оказаться в убытке, если затраты будут больше, чем доходы.

— Сергей Викторович, что нужно сделать на уровне государства, чтобы системы орошения и дренажирования начали функционировать в полном объеме?

— Что есть на сегодня. В 2019 году Кабмином была принята Концепция управление системами дренажирования и орошения. До того функции управления дренажированием и орошением передали Государственному водному агентству, которое подчиняется Министерству экологии.

Я считаю, на сегодня в Украине нет законодательной базы для защиты прав инвесторов, которые могли бы инвестировать в орошение. Но пока нет стабильного длительного землепользования, вкладывать деньги в орошение никто не будет. Мы предлагали принять закон и там указать, чтобы гарантированный минимальный срок аренды орошаемых земель был минимум 15 лет.

Далее. В Украине должен работать закон о консолидации земель, который не позволит рейдерам ставить палки в колеса в развитие орошению. Есть случаи, когда рейдеры ставят препятствия, получив на едином орошаемом массиве кусочки земли. Если эти участки находятся по краям массива, рейдеры мешают работать на участках, которые в центре массива.  Круговая машина, которая проводит орошение, уже не может пройти в центр массива, поскольку рейдеры забивают столбики на своих кусочках земли и начинают ставить условия. Такая история произошла с иностранцем, который вложил большие деньги в овощной бизнес в Черкасской области. И вся инвестиционная привлекательность Украины заканчивается вот на таких эпизодах.

Поэтому в Украине нужно принять закон о консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Чтобы те, кто вкладывает в орошение, мог пользоваться своими правами на орошение.

И еще, я считаю, нужно провести реформирование системы водного хозяйства. В Концепции, принятой Кабмином в 2019 году, предусмотрено, что на балансе государства останутся основные водные артерии и насосные станции, которые подают воду по этим артериям. Сейчас эта система разбита на несколько государственных предприятий, которые управляют всем водным хозяйством, таких предприятий несколько десятков. Их нужно объединить в одно, минимизировав затраты на содержание, и отдать ему на управление все государственные водные артерии.

Что касается насосных станций и внутрихозяйственных систем, то, как показывает европейский опыт и в странах СНГ, их нужно передать объединениям водопользователей. Это аграрии, которые непосредственно работают на земле и пользуются водой для орошения. Они смогут оперативно вести управление этими системами внутрихозяйственного орошения. Это позволит существенно сократить бюджетные затраты.

Почему еще нужна реформа управления системами орошения? В последние годы государственные структуры в Украине подняли цены на воду в 14 раз. В 2019 году 30-процентное повышение цены на воду привело к тому, что количество потребленной воды в Херсонской области сократилось на 25%.

Я думаю, часть этих денег представители указанных госструктур «кладут на карман». Это «убило» орошение в Херсонской области, один из самых засушливых регионов. Аграрии этой области перестали выращивать культуры с большим потреблением воды – сою, кукурузу. Соответственно, сократилась доходность гектара, и наша страна стала беднее на 25%.

Подводя итог сказанному, в Украине нужно максимально защитить от «неожиданностей» инвесторов и сельхозпроизводителей, и тогда можно будет найти и кредиты, и банки, которые профинансируют искусственные системы орошения.

 

Читайте также по теме