В период с 14 по 21 апреля выросли цены некоторых крупнейших сетей АЗС. Также стоимость топлива выросла в большинстве региональных АЗС. Сейчас на украинских заправках продолжает дорожать топливо. Причем не только бензин и дизель, но и автогаз. Так, по данным консалтинговой компании "А-95", с начала апреля стоимость, к примеру, бензина А-95 поднялась почти на 60 копеек за литр, до 25,07 грн/л. На 50 копеек подорожал и сжиженный газ – его стоимость на украинских заправках уже достигает в среднем 11,58 грн/л. Корреспондент ГолосUA решил расспросить директора Научно-технического центра «Психея» Сергея Сапегина, почему в Украине растут цены на бензин, стоит ли ожидать скачка цен на нефтепродукты к лету и что будет с ценами на автогаз?
— Почему в Украине растут цены на бензин?
— Цены растут, потому что Украина зависима от внешних рынков. Ведь все процессы роста цен на внешних рынках в итоге отражаются на внутреннем рынке. Мы наблюдали обострение конфликта в Сирии, обострение отношений в Северной Корее, которая собиралась испытывать ядерное оружие. Ведь, по сути, мир стоял перед угрозой новой мировой войны. Но к счастью, накал по этим вопросам прошел, и теперь мы ждем переговоров между крупнейшими геополитическими игроками на мировом рынке. Данный фактор стабилизировал цены на мировых рынках на нефть. И цена с 55-56 долларов за баррель снизилась до 52-53 долларов. Мы ожидаем, что предложение будет и дальше превышать спрос и мировая цена будет как тренд снижаться, то на этом фоне крупнейшие геополитические игроки, которые экспортируют энергетические ресурсы на мировой рынок будут заинтересованы в том, чтобы раскачивать рынок локальными конфликтами, которые вносят в цену на нефть, так называемую цену на военную премию.
В отдельный период такая премия достигала 25-30 долларов. Именно этот фактор является самым больным для Украины, поскольку у Украины порядка 80% потребления – импорт и именно импорт зависит от мировых цен на дизель и от котировок европейских агентств. Поэтому здесь очень важно, чтобы наряду с прозрачным ценообразованием по импорту была конкуренция между компаниями на рынке, чтобы они обеспечивали минимально возможную цену для украинского потребителя.
— Стоит ли ожидать скачка цен на нефтепродукты к лету?
— Скачка цен не должно быть, если не произойдет обострение военного конфликта. Сейчас мы будем наблюдать стабилизацию цен на текущем уровне с трендом снижения мировых цен порядка 40 долларов за баррель. Если не произойдет мировых конфликтов и украинская валюта будет стабильна, то цены на нефтепродукты расти не будут. Если будет не стабильная ситуация в Сирии, то нефтепродукты могут подорожать. Но здесь мы становимся заложниками того, насколько вырастут мировые цены. Поэтому здесь трудно что-то прогнозировать. С другой стороны важно понимать, как будут развиваться отношения между Украиной и Российской Федерацией, Белоруссией по поставкам импорта. Сейчас мы видим внутреннюю зависимость украинского рынка от поставок дизельного топлива из РФ, сжиженного газа и поставок бензина из Беларуси, которая производит нефтепродукты из российской нефти. Хотя потребители, несмотря на то, что снижается их покупательская способность, покупают достаточно много бензина.
— Почему АМКУ не предпринял никаких действий из-за повышения цен на бензин и автогаз?
— Мы точно не знаем, какие именно действия предпринимает антимонопольный комитет. Поскольку они могут проводить свои внутренние расследования и исследования, после чего предпринимать какие-либо решения. Штрафовать или не штрафовать трейдеров. Также АКМУ не хватает инструментов экономического анализа для того чтобы они работали не столько по результатам изменений, которые происходят на рынке, а для того чтобы предупреждать данные изменения. Какая будет реакция Антимонопольного комитета нужно посмотреть. Ведь цены на бензин начали расти относительно недавно.
— Будут ли расти в ближайшее время цены на бензин и дизельное топливо?
— Поскольку на рынке очень жесткая конкуренция, которая связана не только с тем, что снижается покупательская способность потребителя, но и с тем, что мы стоим перед жестким и драматичным периодом, когда будут оптимизироваться сети. То есть операторы будут искать возможность сократить свои затраты и как раз одна из возможностей сокращение затрат – сокращение инфраструктуры. То есть закрытие заправок. Поэтому в этих условиях говорить о каком-то сговоре достаточно тяжело, поскольку конкуренция обостряется. Причем мы видим, что она обостряется не только в цивилизованном плане, но часть компаний, которая уже не может конкурировать, оставаясь в правовом поле, они уходят в сторону оптимизации налогообложения и качества. Поэтому я бы не стал говорить о каком-то сговоре. Ведь крупнейшие операторы достаточно жестко между собой конкурируют.
— Что будет с ценами на автогаз?
— С одной стороны автогаз остается привлекательным топливом с точки зрения своей дешевизны по сравнению с бензином. С другой стороны, — на мой взгляд, этот рынок подходит к такому уровню когда, те потребители, которые хотели прийти на сжиженный газ уже переоборудовали автомобили. Другим потребителям данный сегмент не интересен по разным причинам. В частности, потому что переоборудование требует инвестиций, причина вторая — переоборудование имеет смысл только в случае если пробег автомобиля достаточно большой, кроме того не все автомобили по разным причинам могут быть переоборудованы. Поэтому мы сейчас будем наблюдать стабилизацию потреблениям объемов сжиженного газа на текущем уровне.
Однако есть риск в том, что поскольку мы остаемся зависимыми по поставкам сжиженного газа от Российской Федерации, видим, что Россия предпринимает разные меры по концентрации потоков поставок сжиженного газа в одних руках в лице компании «Роснефть», то мы становимся заложниками именно этой концентрации. Причем не следует забывать, что экономический кризис ударил не только по Украине, но и по всем государствам постсоветского пространства. Поэтому они точно также переходят на сжиженный газ, как и мы. И получается так, что страны, которые являются для нас поставщиками, в первую очередь Россия, сейчас активно переоборудуют свои автомобили на сжиженный газ и у них активно растут объемы потребления сжиженного газа. Мы можем попасть в ситуацию, когда традиционные источники поставок сжиженного газа, могут оказаться для нас недоступными. Например, поставки из Европы.
Сейчас период сезонного потребления проходит и есть надежда, что их поставщики будут переориентироваться на наш внутренний рынок. Однако через полгода в Европе вновь начнут потреблять больше, так как будут готовиться к отопительному сезону, а там большие объемы идут на отопление. В итоге мы опять можем столкнуться с проблемами нехватки ресурса. Соответственно, в Украине возникнет очередная недостача автогаза и он подорожает. Ведь из-за дефицита поставок поднимаются цены. Насколько подорожает автогаз тяжело сказать, поскольку это зависит от многих факторов. В том числе, насколько нефтью и авторесурсами будет обеспечен рынок, а также насколько стабильным будет курс валют и как быстро похолодает в Европе.