За последние недели газ для автомобилей подорожал на 5 гривен. Сегодня он в среднем стоит 15,5-16,5 гривен за литр. Газовую удавку на шее автомобилисты ощутили по всей стране. ГолосUA решил узнать, почему в Украине произошло подорожание автомобильного сжиженного газа и расспросил об этом директора научно-технического центра «Психея» Сергея Сапегина.
— Какая реальная стоимость автогаза на сегодняшний день?
-То, что мы видим по росту цен в рознице и опте, которые есть по всей Украине, — потенциал для снижения цены примерно на 2 гривны 40 копеек.
— Почему цены на сжиженный газ резко взлетели?
— Факторов несколько. Первый фактор, то, что происходит на рынке очень тяжело понять, потому что официальных данных и статистики, сколько у нас потребления газа приходится на автомобили с газобаллонными установками, нет. Какие темпы роста потребления, то есть, какой оперативный баланс сжиженного газа – таких данных нет. Не имея этих данных, мы не можем делать прогнозный баланс. Поэтому компании и государство не понимают, сколько нам нужно сжиженного газа в сентябре и октябре. То, что компании завозят в страну, исходит только из их видения, насколько вырастет или изменится спрос на сжиженный газ. В результате мы имеем разбалансировку этого рынка. А поскольку рынок очень чуткий к любым дестабилизирующим воздействиям – причина в ограниченной инфраструктуре для хранения сжиженного газа, то в данном случае эти факторы находят свое отражение в ценовых изменениях, которые мы наблюдаем.
— Когда начнут падать цены на автогаз?
— Остается надеяться, что после решения премьер-министра Владимира Гройсмана необходимые выводы на АЗС будут сделаны. Хотя никаких гарантий нет – самая главная причина – рынок бесконтрольный. Сказать, что на нем происходит – невозможно. Оценки отраслевых ассоциаций и органов государственной статистики по объемам этого рынка расходятся на десятки процентов. Пока государство не начнет контролировать этот рынок и не создаст не нем правила игры – ожидать, что он стабилизируется – очень тяжело. Однако в сентябре подорожания не будет. Сегодня стоимость автогаза 68% от цены высокооктанового бензина – это уже за пределами экономической целесообразности его применения. Цены достигли максимума и поэтому будут снижаться.
— Как на подорожании сжиженного газа сказалась работа нелегальных АЗС?
— Автогаз не подорожал из-за нелегальных АЗС. Безусловно, такие автозаправочные станции очень плохо сказываются на работе рынка, но следует понимать, что на низкий ценовой диапазон потребитель охотно идет. Поскольку покупательская способность падает, потребители ищут возможность заправиться как можно дешевле. Даже рискуя при этом получить некачественное топливо и попасть в техногенные проблемы или получить недолив, так как к таким заправкам очень тяжело предъявлять претензии. Нелегальные АЗС — всего лишь одна из проблем, которые есть на этом рынке. Есть говорить о диверсии, то она идет со стороны государства, которое не контролирует рынок.
— Будет ли дорожать бензин?
— С бензином ситуация очень интересная, потому что если бы цены на топливо как и на автогаз поползли вверх, то это была предпосылка для дальнейшего подорожания сжиженного газа. Нужно сказать, что за последний месяц (август), да и с начала года, рынок бензина стабильный, изменение на цену высокооктанового бензина – 0%. Рынок сжиженного газа является альтернативой бензина, поэтому операторы, у которых в корзине продажа бензина занимает значительную долю, они смотрят на ситуацию со сжиженным газом и стараются вернуть потребителей, которые переоборудовали автомобили и ушли на снеженный газ. Думаю, что рынок бензина сохранит стабильность. Мы видим, что цены на бензин и дизельное топливо не меняются.
— Насколько качественный сжиженный газ и бензин продают украинцам?
— Сжиженный газ намного сложнее подделать, чем бензин или дизельное топливо. Говоря о качестве сжиженного газа, следует отметить, какой газ идет от завода производителя. В основном, качество там заводское и вмешательств и подделок практически нет. Единственное — это не недолив газа. Потому что на части автозаправочных станций заправляют по давлению. Как только давление достигает какого-то определенного уровня, оператор говорит, что заправили нужное количество. А потребитель вынужден верить, потому что другого варианта нет. На неконтролируемых АЗС продают газ заводского производства, так как газ произвести самостоятельно невозможно. Относительно бензина, то конкуренция возрастает, и компании выходят за грани добросовестной конкуренции. В итоге, потребители продают некачественный продукт, который он не в состоянии проверить. Государство самоустранилось от проблем контроля качества на рынке и этим пользуются некоторые операторы, которые продают некачественное топливо. На потребительских характеристиках это сразу сказывается, потому что заправившись таким бензином у водителей либо возрастает расход, либо происходит поломка автомобиля. В этой ситуации потребители являются заложниками, потому что не знают того, что покупают.
— Можно ли предотвратить покупку некачественного топлива?
— Год назад был проект меморандума между операторами рынка и антимонопольным комитетом. Центр «Психея» также давал свое предложение, где мы говорили, что проблема симметрии, когда водитель не знает какое топливо он приобретает — одна из самых важных на сегодняшний день. К сожалению, тот меморандум, который был подписан некоторыми компаниями, сегодня пересматривается. Позиция относительно информационной симметрии исчезла. Кроме того, я не вижу попыток создать систему контроля качества со стороны государства. На это не выделяют бюджетные средства, нет финансирования лабораторий и нет финансирования специалистов, которые бы это делали. Получится, что потребитель оставлен один на один с компаниями. Но отмечу, что, как правило, крупные сети продают качественное топливо, так как бояться антирекламы.