Не так давно виновный в мошенничестве по так называемому делу «рюкзаков Авакова» предприниматель Владимир Литвин возместил 4,84 миллиона гривен убытков и почти 370 тысяч гривен судебных издержек. Закончится ли на этом дело, можно ли поставить на нем точку ГолосUA узнал у эксперта по безопасности Сергея Шабовты.
— То, что предприниматель Владимир Литвин, заключивший соглашение со следствием по делу «рюкзаков Авакова», полностью возместил убытки судебных расходов может говорить о том, что дело закрыто и он каким-то образом откупился?
— В нашумевшем деле о «рюкзаках Авакова» было зафиксировано уголовное преступление, так как поставка была поручена компании, которая ранее этим не занималась, и поэтому абсолютно понятно злоупотребление властью, которым мог воспользоваться сын замминистра МВД. Если можно считать, что погашение финансового ущерба представляет из себя расплату за преступление, то сам факт преступления остается. Просто изначально было понятно, что «стрелки» переведут на Литвина и все эксперты так это и прокомментировали.
Во-вторых, естественно, чтобы максимально погасить эту скандальную ситуацию, было бы в порядке вещей еще и вернуть денежные средства. Я думаю, что за счет подобных сделок, мы узнали только об одной из них, но денег из бюджетных средств было украдено так много, что возвращенные Литвином средства никому не нанесли ущерба с точки зрения финансовых потерь. Были искусственно созданы основания, что в деле о расследовании преступления было что-то сделано.
— Скажите, а в расследовании этого дела с сыном Авакова, он сам «вышел сухим из воды»?
— Безусловно, это было очевидно еще потому, что было закрыто следствие и сняты все аресты. Это лишний раз подтверждает, что сам министр Аваков и его близкое окружение находятся вне законодательного поля и любые преступления списываются и перекручиваются.
Но, на фоне самого большого преступления Авакова, а именно – полного развала правоохранительной системы и этих псевдореформ, в которые были вложены огромные деньги и отсутствие контроля за их использованием, ситуация с рюкзаками – «сынку на поиграть» один раз в казино.
— А нельзя исключить, что деньги, которые компенсировал Литвин, являются деньгами самого Авакова?
— Это деньги клана и, конечно, они принадлежали Авакову, а судя по игромании его сына, вряд ли они у него вообще задерживаются.
— То есть на этом деле можно поставить точку?
— В лучшем случае этот скандал будет использоваться в каком-то кейсе с точки зрения экспертов и политических сил. Но, из самой ситуации «выпущен воздух», и она уже утратила скандальный вес, что является обычным для нашей власти. Ведь мы сейчас можем видеть много людей, которые совершают очень много преступлений, и их очень быстро оправдывают и делают все, чтобы скандалы немного поутихли.
К сожалению, ментальность украинского социума такова, что люди как-то быстро это забывают и эти дела утрачивают скандальную резкость, и даже когда это наращивается с попыткой показать, что это не единичное преступление, а система, то это не вызывает в обществе резонанса.
Так устроена психология нашего общества, и острота социального восприятия размывается – ложь, цинизм и другие приему привели к тому, что острота восприятия любой гнусности, даже убийства, в украинском обществе стала очень низкой. Наше общество утратило высокие моральные ценности и вздрагивает только в случае новостей об очередном повышении тарифов.
— Скажите, Сергей, а в свете предвыборной кампании, которая открыто началась в Украине, какие шансы у «клана Авакова»?
— Я думаю, что претензии у «аваковского клана» очень серьезные и многогранные. Закрепившись в правоохранительной системе, Аваков прилагает все силы, чтобы иметь многовекторную политическую поддержку. Он рассматривает для себя политическую деятельность как резервную форму своего существования.
Но, учитывая то, что, как правило, вся наша лидирующая политическая прослойка создана из преступников тех или иных мастей, они все покупают свое политическое будущее на награбленные средства, находясь во власти. Таким образом, можно предположить, что вероятность пожизненного сохранения Авакова в стране, переполненной пороком, вероятно высока.
— Он примкнет к некой партии или будет выдвигаться сам?
— Аваков не обладает должной лидерской харизмой, и он всегда прячется в чей-то тени. По своему психотипу он лжив и труслив. Очень показательны по этому поводу его оскорбления и бросание стакана с водой в Михеила Саакашвили. Поэтому он будет искать не одного, а нескольких сторонников и, как не парадоксально, «Народный фронт» его рассматривает, как очень мощный буксир.
То есть, амбиции Авакова и поиски его опоры с точки зрения правоохранительной системы, которая за ним закреплена, вызывает надежду у целого «Народного фронта». Там его видят как лидера, который сможет их вытянуть вслед за своими амбициями. В этой ситуации интересы Авакова и «Народного фронта» очень совпадают.