- Все чаще выпуски новостей сообщают о взрывах или пожарах в ресторанах, резонансных убийствах чиновников или бизнесменов. С просьбой разъяснить, почему в Украине происходит, так сказать, криминализация общества, а так же — в чью пользу это осуществляется, корреспондент ГолосUA обратился к президенту Украинской федерации профессионалов безопасности Сергею Шабовте.
- — Сергей, почему случаи криминальных разборок в нашей стране в последнее время участились? Что происходит в Украине?
- — Откровенно говоря, мне достаточно непросто комментировать эту ситуацию, ведь я владею многими «закрытыми» сведениями о рынке безопасности Украины. Конечно, сегодня в стране не просто передел собственности, но можно утверждать, что 90-е просто «отдыхают». Абсолютно очевидно: «пирог» привлекательных с точки зрения финансового благополучия сегментов рынка жестко перекраивается. Естественно, подобные вещи сопровождаются цепочкой печальных событий. Причем одно тянет за собой другое: где-то свистят пули, где-то находят «нераскрываемые» трупы, где-то происходят возгорания, какие-то угрозы появляются.
- Больше того — мы даже опасаемся возникновения подобного на рынке безопасности. Ведь в любое время может появиться некая компания, которая заявит, что она на этом рынке — №1, а всем остальным здесь делать просто нечего.
- — Милиция способна остановить поднимающуюся волну насилия в стране?
- — МВД сегодня — в трудном положении. Вроде бы был взят курс на административную реформу, принят ряд решений о сокращении милицейских кадров. И кадры МВД почти на четверть были сокращены. А это – более 100 тысяч человек. И эта реформа продолжается.
- Формально, мы пытаемся перейти к неким «евростандртам». Но мешают уровень и сложность криминогенной обстановки, а также отсутствие инновационных моделей борьбы с преступностью. Что, наша милиция переоснащена технически? Или что-то другое с ней произошло, глобальные кадровые изменения, например? Наоборот, в большинстве случаев старые кадры «вымываются», уходят люди с опытом. А молодая прагматичная молодежь, не имея необходимого опыта, при низких зарплатах, использует свое служебное положение в целях «стабилизации» материального и личного статуса.
- — А можно сравнивать уровень подготовки кадров МВД в «лихие 90-е» и нынешней милиции?
- — Я ведь в прошлом не бывший милиционер, а советский военно-морской офицер, поэтому сравнивать для меня это сложно, но возможно. В Советском Союзе милиция была сильна многолетними традициями, в том числе тщательным кадровым подбором, обучением, воспитанием людей. И это не могло не давать результата, с точки зрения качества милиционеров на всех уровнях – и в следствии, и в уголовной милиции.
- Но и криминальная среда была в 90-е совсем другой. Даже, скажем, образование так называемой «организованной преступности» из «бойцов» с матами и поломанными ушами-носами для анализа было намного понятнее. А сегодня, благодаря коррумпированности определенной части нашего чиновничества, криминальный мир сросся с властью. И это – уже совсем иное явление. Те, кто являются носителями криминальных традиций, имеют при этом легальный бизнес, финансируемый из собственных источников. Им не надо отбирать у какого-то мелкого владельца средства, чтобы жить и питаться.
- Сегодня иным образом все решается. Интерес составляет прежде всего «передел» недвижимости, каких-то производственных мощностей, кредитно-финансовых учреждений. То есть, характер и аппетиты криминального мира стали другими, выросли.
- А как от этого защитится? Ведь та же милиция довольно управляема, чиновники в погонах защищают интересы власть имущих.
- — Сотрудничает ли милиция, чтобы побороть преступность в стране, с негосударственными охранными структурами?
- — Здесь можно сказать одно: хотя власть декларирует, что достаточно качественно взаимодействует с негосударственной правоохранительной системой, при ущемлении интересов негосударственных правоохранительных структур милиция не делает такие случаи впоследствии предметом детального и тщательного расследования, анализа, чтобы они не повторялись в будущем.
- В то же время, негосударственные охранные структуры во многих случаях борьбы с криминальным беспределом могли бы пригодиться — за счет опыта, знаний и влияния на какие-то локальные ситуации. Ведь мы работаем со своими заказчиками, бизнесменами, и владеем информацией, которая могла бы быть полезна. Но, к сожалению, мы от этого отстранены.
Служба безопасности Украины совместно с прокуратурой нейтрализовала организованную группу, которая держала в...