Криминогенная ситуация в нашей стране накаляется. Стреляют, убивают, грабят, насилуют, садятся пьяными за руль, сбивают пешеходов, которые спокойно идут на зеленый светофор… У нас стали часто пропадать люди. В среднем за сутки столичным правоохранителям поступает по пять-шесть обращений граждан, которые утратили связь со своими близкими. О росте преступности в стране и работе правоохранительной системы Украины ГолосUA рассказал эксперт по безопасности Сергей Шабовта.
— Сергей Борисович, как вы считаете, улучшится ли ситуация с разгулом преступности в стране за полтора месяца, которые отвела глава Нацполиции Хатия Деканоидзе своим подопечным?
— Мы слушали выступление Деканоидзе и пытались услышать в нем какие-то рецепты, что нужно сделать в первую очередь, какие организационные решения принять, что поменять в тактике работы подразделений полиции – этих слов никто не услышал. Подобных мыслей у главы Нацполиции просто не водится — им неоткуда взяться у учительницы начальных классов из далекой Грузии. Как вы понимаете, время потребительских лозунгов и призывов закончилось. Когда встала проблема переходить в плоскость практических решений, оказалось, что их просто нет. Тогда достают из кармана старые советские приемы — типа дать команду и громогласно объявить, что правоохранительные органы должны за полтора месяца побороть преступность. За годы не смогли с преступностью в стране ничего сделать, а криминогенная ситуация в стране только значительно ухудшилась. По признанию городского прокурора рост преступности увеличился на 50%.Кроме того, что это пустословие и ничего не значащий призыв, можно предположить, что, к сожалению, это может подтолкнуть правоохранителей к тому, что они начнут рьяно приукрашивать истинное положение дел, что-то будет скрываться, что-то приукрашиваться.
— В чем проблема нашей правоохранительной системы?
— Проблема заключается в состоянии самой системы. Правоохранительная система Украины в значительной степени развалена. Она испытывает колоссальнейший кадровый вакуум. Она утратила очень многие позиции, которые созидались до этого десятилетиями – не просто за годы независимости Украины, а еще до этого – советскими милиционерами. Площадь страны одна и та же, население то же, и криминальный мир, к сожалению, тот же – он достаточно циклично существует и не обновляется каждые три года.
Хочу отметить, что на этом фоне незадолго до видео селекторного совещания с участием замглавы МВД Деканоидзе сделала громогласное заявление по поводу нового спецподразделения КОРД (корпус оперативно-внезапного действия — аналог американского S.W.A.T.), с которым они так носятся и которое якобы наведет в стране порядок. Неужели она настолько наивна, чтобы заявлять, что в многомиллионной стране подразделение в 2000 человек способно навести порядок… КОРД, к слову, имеет весьма специфические задачи – это специальное подразделение по борьбе с особо опасными преступниками, для проведения каких-то локальных операций. Подобное подразделение не решит борьбы с преступностью – как правило, оно вступает в действие уже постфактум когда пытаются найти уже совершивших преступление людей.
— Каким образом будут справляться с преступностью?
— В системе нет профессионалов. У руководства нет базового образования, нет профессиональных качеств. Это люди, которые не имеют ни малейшего представления о системе и пытаются ею управлять. Разумеется, у них есть сомнительного качества советники, которые наверняка не бесплатно дают свои рекомендации. В целом результат налицо. Преступность растет и растет, система с ней не справляется. Молодежь уже не хочет служить в полиции. Она увидела, что это не романтическая прогулка для селфи, а реальная профессия, несущая зачастую даже смерть. Все понимают, что если руководитель уровня Деканоидзе официально говорит о 20 тыс. людей недокомплекта, то на самом деле это порядка 40 тыс. недостающих сотрудников в Национальной полиции. Система круглосуточно работает. Пока еще оставшиеся в системе люди страшно перегружены. Они находятся в постоянном стрессовом состоянии, при тех мизерных деньгах, которые им платят, ведь 10 тыс. грн зарплаты преподносятся с большим пафосом. Для нового поколения следователей и оперативников, оперативных работников на сегодня 10 тыс. грн — это 2,5 тыс. грн два года назад, инфляция съела все. Чем они гордятся? Денежное довольствие никаким образом лучше не стало в зарплатном выражении. Судя по тем публикациям, которые сейчас есть, значительно хуже стал социальный пакет. Если раньше всегда правоохранители имели 100%-ную страховку, была гарантирована социальная защищенность семей правоохранителей. А сейчас с целью удешевления все эти статьи в значительной степени размыты и сняты.
— Почему сегодня никак не контролируется ситуация на украинских дорогах?
— С подачи грузинских товарищей и Авакова во главе было унизительно заявлено, что все ГАИшники – негодяи и хамы. Это полный бред. В этом преуспела и бывший первый зам министра внутренних дел Згуладзе, она особо тонко не любила ГАИ. Службу ГАИ расформировали и развалили, аргументировав тем, что она не нужна, что все функции возьмет на себя дорожно-патрульная служба. Сегодня все поняли, что оказывается ничего подобного, и проблема аварийности, угонов, масса других правонарушений на дорогах – нуждается в абсолютно выделенном сегментированном отношении. Нужны специалисты, нужны определенные знания, это очень специфический вид деятельности. Сейчас, по сути, стоит вопрос о воссоздании системы, которую эти деятели развалили. Однако это очень затратное дело, нужны большие деньги. Структура управления, электронное сопровождение, служебные помещения, которые все успешно порастаскивали. Все надо воссоздавать. Поверьте мне, мы будем истерично хохотать – в нехорошем смысле, разумеется, когда следующим этапом встанет вопрос о воссоздании подразделений по борьбе с организованной преступностью. Их тоже уничтожили, это было одним из первых шагов нового руководства МВД.
— У нас участились случаи похищения людей. Как бороться с этим страшным явлением?
— Если раньше мы говорили, что это типичные виды преступлений для регионов Африки, Латинской Америки, то сейчас они начинают формироваться как вид преступности в Украине. Экономический кризис в стране, армия безработных, пополняют ряды желающих заработать хоть какие-то деньги любым способом. Противодействовать этому крайне сложно. Поверьте мне, на факты пропажи людей правоохранители реагируют крайне неохотно. Он и пытаются обозначить какие-то сроки, мол, где-то погуляет да появится, ничего страшного. На самом деле, это страшные преступления, но мы все понимаем, что под угрозой в первую очередь наши дети, киднеппинг.