Народные депутаты 288-мью голосами поддержали во втором чтении законопроект о внесении изменений в законы относительно реформирования органов внутренних дел, предусматривающий реорганизацию Главного управления по борьбе с организованной преступностью. О том, какими будут последствия этого решения, корреспондент ГолосUA расспросила эксперта по вопросам безопасности Сергея Шабовту.
-Сергей, как вы можете оценить решение парламента о фактической ликвидации ГУБОПа?
-Это наносит серьезный ущерб вопросам безопасности в стране. По мнению многих специалистов, в Украине явно заметны признаки роста преступности, причем – с элементами организации. Это – реальная угроза. К тому же, все происходит на фоне увеличения незаконного трафика оружия из зоны боевых действий. Из-за обнищания, часть людей пытается искать средства к существованию в разбое. Поэтому считаю, что ликвидация УБОПа – прямое преступление против украинского народа.
-Какими, с вашей точки зрения, были мотивы данного решения?
-Сегодня стоит популистская задача: показать МВФ, что в «недрах» министерств, в том числе и МВД, непрерывно происходит напряженная реформаторская работа. Последствия этого популизма скоро оценит общество – по росту грабежей, количеству других тяжелых преступлений.
-Как отреагировали сами сотрудники ГУБОПа на то, что их подразделение расформировывают?
-Они «в шоке» от решения о ликвидации подразделения. Видя растущую преступность, сотрудники ГУБОПа так и не смогли «достучаться» наверх для того, чтобы предотвратить развитие этого процесса. Знаю, что члены многих ветеранских организаций направляли по этому поводу письма и Президенту, и в другие структуры власти. Но, похоже, восторжествовал некий «полоумный» популизм, свойственный сегодня многим народным избранникам.
-В то же время, в своем Facebook министр внутренних дел Арсен Аваков отметил: «Настоящим оперативникам и спецам, реально борющимся с бандитизмом, переживать не за что: они будут востребованы». Замминистра МВД Эка Згуладзе также заявила, что функции ГУБОП будут переданы другим отделам в структуре МВД. «Сохраняются все оперативные наработки и существующая аналитическая база», — сказала она. Случится ли это?
-У нас существовал отдельный департамент по борьбе с оргпреступностью. Дело в том, что организованная преступность – это не литературное выражение. Она сплочена, имеет устойчивые структуры, координирует свои действия. Более того, ей свойственна особая жестокость, стремление к вооружению, для совершения особенно масштабных преступлений. Именно поэтому в свое время было и принято решение о создании УБОП.
Эти особенности предполагают специальную тактику организации оперативной работы, внедрение в преступную среду подготовленных сотрудников, чтобы активнее и быстрее раскрывать правонарушения. И такое подразделение ликвидируется!
Профессионалы по борьбе с оргпреступностью не входили в состав уголовного розыска, служили в специализированном подразделении, имевшем, в том числе, и свой спецназ. Их сейчас «распылят». Да, ясно, что они – аттестованные офицеры, которых не бросят «на произвол судьбы». Где-то и как-то их будут использовать. Но они теряют возможность целенаправленно и сосредоточено противодействовать преступникам. Их консолидированный опыт, возможность действовать сообща в масштабах Украины будут утрачены.
-Как повлияет расформирование ГУБОП на сотрудничество МВД с СБУ?
-Борьба с оргпреступностью была выделена и для СБУ, как некая отдельная задача. При расформировании УБОП это сотрудничество просто исчезнет. Кто и с кем будет работать?
-Вместе с тем, глава парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин сообщил, что ВР на общем заседании будет ежегодно заслушивать отчет министра внутренних дел по борьбе с организованной преступностью, а профильный Комитет — один раз в 6 месяцев. Достаточно ли этого для контроля?
-Что означает парламентское слушание министра? Ну, доложит он, что все плохо. Но ведь закон-то уже принят. Если результаты действия закона № 1550 будут негативными, парламенту придется принимать другой документ. А это – время. Думаю, министру (министру МВД Арсену Авакову – ред.) и ВР перед принятием такого важного решения стоило взвесить все «за» и «против» намного тщательнее.
-Подпишет ли Президент этот закон?
-Сложно судить. Уверен, что со стороны милиционеров высокого ранга и ветеранов будут новые попытки воспрепятствовать этому.