С 2017 года на дорогах Украины появились новые патрульные полицейские – дорожные. Каждый украинец за три года почувствовал на себе негативные последствия ликвидации ГАИ, которые негативно сказались на ситуации с ДТП – их количество по всей стране увеличилось в разы. Эксперты уверяют, что сейчас дорожная патрульная полиция просто необходима. О том, с какими подводными камням можно столкнуться в процессе создания дорожной патрульной службы, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта.
— Сергей, как вы оцениваете создание в Украине дорожной полиции, которая с 2017 года будет контролировать ситуацию на дорогах?
— Абсолютно очевидно, что необходимость в такой службе есть, однако восстановление ее инфраструктуры ляжет на плечи налогоплательщиков. Хочу подчеркнуть, что мы наблюдаем образец ярчайшего государственного «идиотизма», когда специальные подразделения милиции и полиции, которые занимались вопросами дорожной безопасности, были расформированы и покрыты «слоем грязи» и оскорблениями. Нам понадобилось почти три года, чтобы признать колоссальнейшую проблему, которую породила ликвидация спецподразделений по вопросам дорожной безопасности, и которая сейчас будет решаться за счет налогоплательщиков.
— То есть, платить за создание такого подразделения полиции будут рядовые граждане…
— Разумеется. Проблема будет решаться за счет налогоплательщиков, потому что инфраструктура бывшей ГАИ — офисы, различные специально оборудованные кабинеты и прочее, за это время было изрядно уничтожено, а также передано в другие подразделения. Сейчас одной из проблем вновь воссоздаваемой системы станет как раз возрождение, воссоздание или строительство по-новому самой инфраструктуры. Структура дорожной полиции — это не просто люди, которых одели в форму и сказали, это еще и крупная инфраструктура.
— Необходимость создания такой дорожной службы уже давно назрела?
— Безусловно, для меня абсолютно очевидно, что такая дорожная служба крайне необходима, поскольку рядовые, самые обычные граждане-водители чувствуют на себе все те проблемы, которые возникли на дорогах, а это безудержное хамство, отсутствие культуры поведения участников дорожного движения, систематическое несоблюдение правил дорожного движения. Надо отметить, что, к сожалению, ментальность украинских водителей крайне далека от европейских понятий и европейских стандартов. Например, в Европе в 5 утра на пустынном перекрестке водитель будет стоять и ждать разрешающего сигнала светофора, он никогда не позволит себе даже допустить мысль о том, что правила дорожного движения можно нарушать. Я уже не говорю о самих аморальных парковках у нас в стране, абсолютно для этого не предусмотренных и создающих проблемы для грузовых потоков.
— Какие надежды возлагаются на дорожную полицию?
-Надежды на дорожную полицию сегодня возлагаются немалые. Однако меня лично очень беспокоит вопрос кадрового подбора. Подозреваю, что многие действительно порядочные и квалифицированные специалисты, которые за прошедший период времени еще не переквалифицировались и не сменили профессию, могут вернуться в эти новые подразделения полиции. Но также могут вернуться и те «гаденыши» — работники, которые жили и «доили» эту систему. Они, к сожалению, очень «живучи». Не исключаю, что сейчас под разными «соусами» и за взятки, как это было раньше, якобы при переаттестации, в новой дорожной полиции могут «всплыть» далеко не лучшие кадры. И потихоньку начнут восстанавливаться все худшие традиции нашей дорожной милиции. Угроза этого существует. Думаю, что это зависит от позиции самого общества, которое, наверное, стало более нетерпимым к подобным вещам. Действительно, какой станет новая дорожная полиция, во многом зависит именно от общественности. Здесь даже возможен общественный контроль. Мне не очень нравятся все эти выходки «автомайдановцев», но с другой стороны, я уверен, что без такого жесткого, «колючего» поведения этих организаций, которые все-таки мониторят и выявляют нарушения в деятельности полицейских подразделений, решить проблему будет просто нереально.