Жизнь Киева и киевлян сегодня протекает в режиме, который не мог бы нам присниться несколько месяцев назад и в самом страшном сне. В центре города – взрывы, выстрелы и пожарища, а окраины живут внешне ничем не отличающейся от обычной жизнью. Конечно, мы больше тревожимся о своих близких. О том, как минимально себя обезопасить, корреспондент ГолосUA расспросила президента Украинской федерации профессионалов безопасности Сергея Шабовту.
— Сергей, сегодня весь центр Киева в огне. На территории протестных действий находятся граждане, не участвующие в них – жители прилегающих домов, работники учреждений, школьники. Кто обеспечивает безопасность этих людей?
— Эти вопросы никто не снимал с ответственности отдела общественной безопасности КГГА. Там есть специалисты, начиная от участковых милиционеров, и так далее. Они и должны заниматься профилактическими вещами. Хотя я подозреваю, что в данный момент эта система, которая в мирное время достаточно устойчиво работает, невероятно деформирована. Огромная масса милиционеров отвлечена на какие-то несвойственные им задачи. Поэтому, в значительной степени, безопасность граждан страдает.
Я лично знаю людей, которые уже в течение нескольких дней находятся в жалком положении, не могут попасть в офисы, где закрыты какие-то документы или там остались деньги. Есть и люди, которые не могут попасть в свое жилье, например, в Музейном переулке, и существуют «на птичьих правах» у знакомых.
— В среду 22 января возникла ситуация, когда до 16.00 объявили эвакуацию всех офисов в центре. Руководству школ такое решение доверили принимать самостоятельно. Как вы это оцениваете?
— Директора всех учебных заведений, в том числе и школ, подчинены районным отделам народного образования и через них информируются. Если действительно возникнут какие-то угрозы, требующие эвакуации детей и закрытия этих учреждений, такая команда однозначно прозвучит. Видимо, пока не было таких обстоятельств. То есть, дирекция школ не находится в вакууме собственного неведения. Это раз.
Во-вторых, большинство родителей все эти дни сами сопровождают своих детей в школу и сами забирают, исключая ситуации, когда бы дети могли остаться без присмотра. В школах практически везде, а особенно – в центре, есть договоры с негосударственными службами безопасности.
Рекомендация – сейчас нужно максимально ограничить походы детей куда бы то ни было, особенно в центральных районах. Потому что угроза детской жизни самая большая – дети ведь необузданно любопытны, они могут полезть куда-то, и, не дай Бог, попасть под какую-то «раздачу».
— Как в это время вести себя взрослым? Я слышала вчера, как кто-то кого-то уговаривал не ехать на работу. Насколько это оправдано?
— Мне кажется, что у каждой отдельно взятой администрации, руководства должен быть какой-то разум, способность принимать правильные решения. Если действительно существует угроза жизни и безопасности людей, они вправе принять подобные решения. Даже в практике договоров существует такое понятие, как «форс-мажорные обстоятельства». И политические коллизии, в определенной степени, к ним относятся. И к человеческим отношениям их надо применять. Ну не может быть работа выше человеческой жизни!
— Вчера где-то прочитала, что дежурные сотрудники гостиницы в центре в состоянии ужаса оставались во время протестов на рабочих местах…
— Думаю, администрации давно надо было понять, что селиться в такой гостинице вряд ли кто-то будет. Есть смысл просто закрыть эту гостиницу, перевести ее в режим активной защиты. Но это — на совести самой администрации, странно, что этого никто им не подсказывает.
— Несколько ваших советов, как обеспечить минимальную личную безопасность, разумно вести себя сейчас?
— Это очень простые советы. Есть смысл обязательно с собой иметь какой-то документ, удостоверяющий личность, если выходите за порог своего дома. Было бы разумно и сделать какой-то вкладыш с коротким списком телефонов самых близких людей. Ведь человек в панике может их не найти, или — уронить мобильный телефон. А если телефоны будут отдельно вынесены, с посторонней помощью можно все же их набрать.
И, самое главное, нужно стараться созваниваться чаще друг с другом, особенно — контролировать перемещение детей звонками. Определить круг людей, внутри которого должен существовать контакт, чтобы иметь возможность узнавать, все ли в порядке.