С. Шабовта: «Ветераны АТО больше никому не нужны»

За время пребывания у власти в стране Петра Порошенко, медийная машина активно работала на создание позитивного имиджа ветеранов АТО, представляя их как моральных авторитетов нации. Но после того, как в стране прошли выборы и сменилась власть, участились случаи судебных разбирательств и даже избиения ветеранов АТО. Чтобы разобраться с вопросом, что же происходит с данной прослойкой населения, сформировавшейся в украинском обществе за время войны на Донбассе, корреспондент ГолосUA побеседовал с председателем Украинской ассоциации профессионалов безопасности Сергеем Шабовтой.

— Сергей Борисович, в последнее время участились случаи судебных разбирательств в отношении ветеранов АТО. Чем это можно объяснить?

— Процессы, происходящие с ветеранами АТО в данное время, для специалистов были вполне ожидаемы, поскольку данная прослойка общества представляет собой крайне депрессивную, радикальную и в то же время манипулируемую массу людей.

Значительная часть ветеранов, служивших в добровольческих батальонах, рассматривали свое участие в военных действиях как некий социальный лифт. Но когда их услуги перестали быть нужны власти во главе с Порошенко, то они оказались отверженными государством. Участники АТО не получили даже половины социальных почестей, материальных и благ и прочего, на которые рассчитывали.

А ведь в самом начале АТО они верили в определенные идеалы. Сейчас же ветераны увидели, что они сами, как и их родные обнищали и задаются вопросом о том: а для чего это было нужно?!

Ветераны АТО стали заложниками манипулятивных действий, когда политики стали привлекать их для участия во всевозможных политических провокациях. При этом государство сняло с себя ответственность за их социальную реабилитацию и адаптацию. Поэтому они спиваются, садятся на наркотики и находят свою реализацию в поисках адреналиновых ощущений, конфликтуют со своими близкими.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что Порошенко своими усилиями создал масштабное зло для всей страны, которое стало опасным для граждан страны, потому что государство полностью сняло с себя ответственность за жизни ветеранов АТО.

Мы уже неоднократно наблюдали, как ветеранам АТО, нарушивших закон, давали условную «индульгенцию за совершенные ими преступления. Ведь когда в 2015 году в селе Млачевка Киевской области участник АТО Николай Васянович изнасиловал 16-летнюю девушку, судья Иванковского суда Киевской области Алексей Гончарук помиловал насильника только за то, что он был ветераном АТО. Так не должно быть. При этом нужно отдельно рассматривать каждое подобное дело и понимать, что эти люди глубоко психологически травмированы.

— От некоторых медийных персон иногда можно услышать разного рода высказывания о том, что украинские суды чрезмерно жестоки в отношении ветеранов АТО и военнослужащих ВСУ…

— Бывший военный прокурор Анатолий Матиос, когда еще занимал данный пост, заявил, что на Донбассе практически каждый четвертый военнослужащий является преступником. Не секрет, что украинские офицеры в зоне военных действий пьют «как кони». Ведь, когда приходит зарплата, то после этого следуют полторы-две недели беспробудного пьянства. Когда же к ним подъезжают волонтеры с консервами и другой пищей, то они «перебиваются» на этих поставках. Офицеры, прапорщики, рядовые, контрактники — все употребляют алкоголь, после чего совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения. Это реальный портрет нашей армии.

— В 2017 году, тогдашний министр обороны Степан Полторак уволил начальника психиатрического отделения Главного военного клинического госпиталя Олега Друзя, который однажды назвал 93% участников АТО угрозой для общества… Опровержения этой информации так и не последовало…

-То, что происходит на Донбассе, и украинскими политиками громко называется войной, большей частью является мистификацией. Потому что интенсивность боевых действий и потерь не идут ни в какое сравнение с потерями в ходе полноценной войны. Те же, кто находится в зоне ООС, пребывают в вечном ожидании пули снайпера, не считая нестабильного материального положения, оставленных семей, проблем с алкоголем и прочего. В таком состоянии армия может только деградировать. Что и произошло.

— Какими могут быть методы реабилитации этих людей в общество?

— В Украине на государственном уровне отсутствует идеология как явление. А государства без идеологии не бывает. Следовательно, должна быть создана цельная идеологическая программа, формирующая у населения понимание общих целей. Также на основе данной идеологии должна быть создана цельная и мощная программа по социальной реабилитации.

Читайте также по теме