Алена Потаева
06:02 15/04/2015

С. Толстов: «Дипломатические переговоры – это не обязательно практический результат»

Многочасовые встречи в «нормандском формате», как правило, оканчиваются совместными заявлениями участников сторон. В ходе последних переговоров в Берлине стороны довольно критично высказались относительно несоблюдения режима прекращения огня, но при этом договорились рассмотреть вопрос об отводе танков и вооружений калибром менее 100 мм на Донбассе, а также призвали создать рабочие группы в рамках трехсторонней контактной группы ОБСЕ-Украина-Россия. Тем не менее снаряды продолжают рваться на Донбассе и до полного урегулирования конфликта явно далеко. О возможностях дипломатии в рамках «нормандской четверки», возможностях ее расширения, а также какого максимума можно достичь в этом переговорном процессе, корреспондент ГолосUA пообщалась с директором Института политического анализа и международных исследований Сергеем Толстовым.

— Сергей Валерьянович, как можно оценить последние результаты переговоров «нормандской четверки»?

— Участники встречи «нормандской четверки» высказались довольно критически относительно выполнения режима прекращение огня, которое на сегодняшний момент не соблюдается. Также в ходе встречи были обозначены направления, по которым необходимо предпринимать действия. Обращение по результатам встречи адресовано ко всем сторонам. Поскольку Россия не считает себя стороной конфликта, соответственно, оно было направлено к Украине, ДНР и ЛНР без указания того, кто что нарушает.  Правильно ли это?

В том плане, что высказана критика относительно моментов, которые не выполняются – это правильно. Франция и Германия акцентируют на этом внимание, потому что без выполнения условий прекращения огня, дальнейшее движение по выполнению Минских соглашений невозможно.

— В ходе встречи министр иностранных дел Украины Павел Климкин затронул вопрос ввода миротворческих войск на Донбасс, однако его реплика не нашла отклика.

— «Нормандский формат» предполагает обсуждение любых вопросов, если его участники согласны проводить такое обсуждение. Соответственно, поскольку запретительного регламента нет, каждая из сторон может высказывать свои пожелания. Поэтому нет ничего удивительного, что в рамках «нормандского формата» поднимаются довольно разные проблемы и осуществляются попытки диалога. Но насколько обязательны решения «нормандского формата»? Они обязательны в той мере, в которой участники – Россия и Украина – согласны их выполнять. А если речь идет о России, соответственно, готова ли она обеспечивать выполнение договоренностей со стороны ЛНР и ДНР, ибо других рычагов влияния на них нет.

Вопрос введения миротворцев – не вопрос «нормандской четверки». Этот вопрос – в компетенции Совета безопасности ООН. Думаю, что на данном этапе он не имеет практического решения, но остается у Украины в политических целях как посыл к мобилизации активности. Поэтому миротворцы останутся в предложениях и требованиях официального Киева.

— По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, основное внимание в ходе встречи было уделено идее создания рабочих групп в рамках трехсторонней контактной группы по практической реализации минских соглашений. Чем будут заниматься рабочие группы и способны ли они действительно изменить существующую ситуацию на Донбассе?

— Да, было принято решение создать рабочие группы. Очевидно, заместители министров, если им будет дано подобное поручение, такие группы создадут. Изменится ли от этого что-то существенно? Очевидно, что рабочие группы начнут обсуждение технических вопросов урегулирования кризиса, но до тех пор, пока не будет полного прекращения огня, движение в направлении политического урегулирования вряд ли начнется.

Направления, которыми должны заниматься рабочие группы, перечислены в минских соглашениях.

Но на сегодняшний день речь идет о создании рабочих групп – никакой практической работы они, скорее всего, вести не будут. Очевидно, они попытаются определить содержание тех вопросов, которые конспективно расписаны в Минских соглашениях. До тех пор, пока не будут выполнены условия прекращения огня, практическая деятельность рабочих групп будет носить формальный и протокольный характер.

— Экспертное сообщество склоняется к расширению участников «нормандской четверки». Некоторые выступают за привлечение Великобритании и США, некоторые к тому, что в процесс переговоров необходимо вовлекать представителей самопровозглашенных республик. Будет ли подобное расширение эффективным?

— Прежде всего, это уже не будет «нормандская четверка». Для того, чтобы расширить формат, необходимо согласие всех участников процесса. Я не уверен, что на сегодняшний день есть такое согласие. С одной стороны, потому что Франция и Германия чувствуют большую общность своих интересов по урегулированию конфликта, чем общность интересов с Великобританией и США. С другой стороны, у них есть координационный механизм с Обамой вне рамок «нормандской четверки». Кроме того, необходимо согласие России, а российская сторона ранее выступала с возражениями. То есть, чтобы расширить «нормандскую четверку» Соединенными Штатами и Великобританией, необходимо согласие всех участников. Соответственно, для привлечения ЛНР и ДНР также необходимо согласие всех участников, в первую очередь, Украины. В этом случае я не вижу перспектив изменения состава участников «нормандской четверки» до тех пор, пока Франция и Германия не убедятся в том, что действующий формат не срабатывает.

— Есть ли необходимость проведения переговоров не на уровне глав МИД, а на уровне глав государств в формате «нормандской четверки»?

— Для того, чтобы проводить встречу на уровне президентов, ее необходимо подготовить. На сегодняшний день полного перемирия нет, соответственно, также нет выполнения минских соглашений. Что тогда делать президентам? Обменяться точками зрения, разногласиями, а также конспектировать невыполнение тех или иных условий? От этого пострадает авторитет президентов, в особенности тех, которые своим авторитетом дорожат. Соответственно, оценки переносятся на рабочий орган, которым являются встречи на уровне министров иностранных дел или заместителей министров или же начальников политических департаментов.

Сейчас я не вижу, каким образом встреча президентов могла бы поспособствовать решению проблемы. На данном этапе пока речь идет о возможных консультациях, которые могут способствовать выполнению тех условий, которые на данный момент не выполняются или же выполняются лишь частично.

— Мир уже видел не одну встречу «нормандской четверки». И хоть участники переговоров говорят о приверженности минским договоренностям, их выполнения не наблюдает никто.

— И увидим еще не одну встречу в «нормандском формате». А невыполнение минских договоренностей можно объяснить лишь тем, что нет согласия всех сторон на их выполнение.

Дипломатические переговоры – это не обязательно практический результат, это тактическая игра или игра, целью которой является обеспечение перевеса или дополнительных успехов той или иной стороне, которые участвуют в этих переговорах. Российская сторона на сегодняшний день не готова к уступкам, но требует уступок от украинской стороны. Украинская сторона, в свою очередь, также не готова к дополнительным дальнейшим уступкам в пользу ЛНР, ДНР и российской стороны.

— Какого максимума можно достичь при помощи переговоров в «нормандском формате»?

— Либо одна из сторон ослабит свои позиции и пойдет на уступки, либо переговоры не приведут к успеху. Речь идет как об уступках в пользу ЛНР и ДНР, так и в пользу Украины.

— Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер  накануне переговоров «нормандской четверки» заявил в интервью немецкому изданию Die Welt, что Украина и Россия должны прийти к следующему этапу реализации «минских соглашений» и заняться подготовкой к проведению выборов в местные советы на Донбассе. Насколько осуществим данный призыв?

— Неосуществим, поскольку не выполняются предыдущие пункты минских соглашений. С другой стороны, Штайнмайер это сказал в своем интервью, но данная позиция не была озвучена в совместном заявлении. Впрочем, не исключено, что одна из рабочих групп будет заниматься вопросами, касающимися выборов. Однако выборы возможно проводить только после выполнения тех условий минских соглашений, которые перечислены перед этим. Они поэтапны, и их нельзя выполнять с конца. Это не шведский стол, где можно взять одно и не брать другое. Это схема.

Читайте также по теме