Одним из механизмов достижения мира на Донбассе является реализация «Ключевых кластеров по выполнению Минских договоренностей», подготовленный Германией и Францией. Следующий шаг — саммит Н4. Также власти говорят о важности привлечения к переговорам США. Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов для ГолосUA рассказал о перспективах «нормандского формата».
— Почему РФ не реагирует на новые предложения по «нормандского формату»?
-Позиция РФ была высказана. Для дальнейшего обсуждения вопросов в «нормандском формате» нужно выполнять договоренности в рамках саммита Н4 2019 года и соглашений Трехсторонней контактной группы. Периодически возникают разговоры по поводу нормандской встречи на уровне советников. Такие встречи проводились раньше, но они не приводили ни к каким результатам. Поэтому министр иностранных дел РФ Сергей Лавров тормозит этот вопрос. Перспектива же встречи на уровне лидеров стран на сегодняшний день отсутствует, поскольку нет предмета для разговора.
— Отчего Кремль не поддерживает проект «Ключевые кластеры по реализации Минских соглашений»?
— Позиция Москвы заключается в том, что нужно выполнять Минские соглашения прежде, чем решать вопрос о урегулировании конфликта. Точно также и с Трёхсторонней контактной группой, где в последнее время Украина срывает процесс, если с российской стороны присутствуют представители «ЛДНР».
— По какой причине возник тупик в «нормандском формате»?
— Киев не собирается выполнять Минские соглашения. Они так прописаны, что любая из сторон, будь то Украина, Россия, ОРДЛО, могут сорвать этот процесс на любом этапе. Поверить в то, что Киев хочет выполнять соглашения и идти по пути урегулирования конфликта невозможно, потому что местные выборы в подконтрольных частях Луганской и Донецкой областей Киев заблокировал. Сохранять там военно-гражданские администрации, когда нет официального статуса войны, но есть конфликт — проблематично. На сегодняшний день договариваться в рамках «нормандского формата» невозможно. Отсутствует желание выполнять Минские соглашения и договариваться о последовательности политического урегулирования.
— Какие еще факторы влияют на урегулирование конфликта?
— Первый – Минские соглашения. Второй – язык. Устраняя русский язык из сферы общественной жизни, невозможно представить, что Киев захочет выполнить Минские соглашения по признанию русского языка в ОРДЛО. Третий — экономические связи с ОРДЛО. Ни о каких экономических связях не может идти речи, потому что в Украине существует уголовное преследование за это. Могут обвинить в государственной измене. Когда была введена торговая блокада на Донбассе, пошли рейды СБУ по фирмам, которые имели хозяйственные связи на противоположной стороне. Также Зеленский назначил в Трехстороннюю контактную группу людей, которые настроены против выполнения Минских соглашений и говорят об этом публично.
— Можно ли изменить ситуацию?
— Нужно изменить характер договоренности и представителей, а также согласовать внятную последовательность шагов. Но Киев не использует возможностей для урегулирования, и не готов к выполнению Минских соглашений.
— Зеленский заявил о важности привлечения к переговорам США. Как можно объяснить эту инициативу?
— Зеленский хочет заполнить информационный вакуум в этом вопросе. Хочет пригласить Байдена в формат, который сам же срывает. Но идея подключения США к «нормандскому формату» не проанализирован до конца.
— Может ли США повлиять на урегулирование конфликта?
— Нужно понимать, что Байден на решения России повлиять не сможет. Позиция США и России не имеет общих точек по “нормандскому формату”, а частичные договоренности между странами не имеют смысла.