Украина избрала нового Президента, который, по сути, получил страну не в лучшем состоянии. Некоторые эксперты и политологи считают решение Петра Порошенко возглавить Украину именно сейчас смелым поступком, некоторые — мазохизмом. Впрочем, есть мнения, что новоизбранный Глава государства не сможет ничего изменить и недолго задержится на высокой должности. В любом случае, инаугурация произошла. В своей речи П.Порошенко говорил о том, какой он видит страну, что и как собирается в ней менять. Насколько эти планы реальны и имеют ли они право на жизнь корреспонденту ГолосUA рассказал в интервью директор Института политического анализа и международных исследований, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной Академии наук Сергей Толстов.
— Сергей Валерьевич, посильно ли будет Порошенко что-либо изменить в Украине в лучшую сторону?
— Думаю, что все-таки у него есть определенные перспективы. И ожидания того, что Порошенко сможет что-либо изменить, достаточно высокие. Хотя таковы же и ограничения. Думаю, Майдан будет на него давить и мешать попыткам что-то изменить. А в принципе, при наличии конструктивной программы, все возможно. Тем более, если есть желание исправить ситуацию, то успехи в этом у нового Президента могут быть.
— Обсуждая вопрос инаугурации, мнения многих совпадали в том, что сейчас не лучшее время проводить пышную церемонию. Насколько, по Вашему мнению, сегодняшняя инаугурация отвечает сложившейся в стране ситуации?
— Насколько я понял, официальные делегации были приглашены за свой счет. То есть, инаугурация в этом смысле была менее затратной. Собственно говоря, представление в Верховной Раде, на Софиевской площади и Мыстецком арсенале – не так дорого, учитывая, что расходы по иностранным делегациям сюда не входят. Думаю, все произошло в соответствии с ситуацией и было не слишком затратным.
— Выступая с речью, Порошенко обратился к Донбассу на русском языке. До этого никто из Президентов не говорил во время инаугурации на русском языке. О чем может свидетельствовать такое обращение?
— Я бы это расценил как демонстрацию внутренней свободы и незашоренности. Не больше. Но это не так важно и мало что значит. Гораздо большее значение в отношении Донбасса имеет то, кого Порошенко назначит на ключевые посты в Донецкой и Луганской областях. Ведь люди, занимающие главные должности в этих регионах, должны понимать ситуацию, которая там есть, и обладать терпимостью и толерантностью.
— А посильны ли будут ему изменения к лучшему на Донбассе?
— В принципе, Порошенко декларирует готовность изменить политику в отношении Донбасса. Но, опять-таки, важно в этом вопросе то, кто будет назначен на ключевые должности и будет заниматься этим вопросом. Если на Донбассе на главных должностях останутся люди, доминирующие сегодня, то все будет выглядеть как декоративное мероприятие.
– Пока трудно говорить о том, кто будет назначен на руководящие должности в Донецкой и Луганской, но исходя из речи Порошенко во время инаугурации, он намерен проводить мирный диалог с Донбассом. Насколько это возможно и будет ли эффективно?
– Вопрос в том, чтобы найти там людей, с которыми можно вести диалог и на которых можно опираться. Но, думаю, что сама идея выглядит достаточно конструктивной. Что касается вооруженного сопротивления, этот вопрос исправить сложнее, но уладить можно. К тому же до сих пор никто не пытался провести мирный диалог с Донбассом.
— На церемонии инаугурации было много иностранных делегаций, президентов разных стран. Но не было Владимира Путина. Как, по Вашему мнению, в дальнейшем могут складываться отношения между Украиной и Россией?
— Конечно, у каждого свое видение дальнейшего разворачивания этих отношений. Тем более, Путин ранее достаточно широко их прокомментировал. Думаю, какие-то взаимные шаги в сотрудничестве возможны, хотя каждый будет играть в свою игру. Это уже вопрос того, насколько серьезные обязательства взял на себя Путин перед европейцами. По моему мнению, украинско-российские отношения зависят от конкретных решений. Но в любом случае надо попробовать решить ситуацию на основе договоренностей, которые были достигнуты, при помощи снижения напряженности конфликта и прекращения военного противостояния, если это возможно.
– Сегодня от Порошенко прозвучало предложение ввести общенациональный пакет между властью и народом. Имеется в виду, что чиновники не будут брать взятки, а люди – давать их. Сработает ли такая система?
— Об этом трудно судить. Вопрос в том, способно ли чиновничество к самоограничению и, тем более, – к изменению социальных установок. Этот вопрос меня смущает. Ведь люди, которые купили свои должности, по определению не могут работать за одну зарплату. Трудно прогнозировать, насколько такая инициатива сработает.
— На Майдане по случаю инаугурации нового Президента разные настроения. Звучат мнения, что его команда формируется из «старых» политиков, которые уже были у власти и показали себя не лучшим образом. Какие шансы у Порошенко с такой командой?
— Майдану нужно подумать о другом. Бесконечно находиться на Майдане – это бесперспективное решение, тем более непонятно, какой состав этого майдана.
Думаю, им надо задуматься о том, как найти источники существования и вернуться в социум. Кто-то должен заняться их трудоустройством, ведь сейчас непонятно, кого они представляют.
А относительно команды Порошенко… У нас есть избранный Президент, и ему виднее, какую команду он сформулирует. Их – майдановцев – точно не будет назначать ни на какие должности.