С. Толстов: «На Рижском саммите Европа попытается адаптировать политику Восточного партнерства к своим потребностям»

В начале мая Еврокомиссия обнародовала отчет о выполнении Украиной плана действий визовой либерализации (ПДВЛ).  Он состоит из 15 блоков – так называемых «домашних заданий», по каждому из которых наша страна получила оценки от «полного выполнения» до «лишь частичного прогресса».  Хуже всего европейцы оценили борьбу действующих чиновников с коррупцией – в этой части им не дают даже «хорошей перспективы». О том, какую работу придется проделать Украине на пути к виртуальному безвизовому режиму, а также о перспективах предстоящего Рижского саммита, ГолосUA рассказал директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.

—  Сергей Валерьянович, год назад посол Евросоюза в Украине Ян Томбинский заявлял, что Украина сможет получить безвизовый режим с ЕС на Рижском саммите в мае 2015 года. Обнародованный Еврокомисией отчет свидетельствует, что в этом году, в лучшем случае, продолжится лишь диалог с ЕС на эту тему. Получается, за последний год мы отдалились от Европы?

—  Европейцы явно не хотят предоставлять нам безвизовый режим, рассматривая его как способ для многих украинцев легально или нелегально трудоустроиться в Европе. Безвизовый режим позволит людям взять паспорт и какие-то деньги, чтобы выехать в Европу и там искать работу, а европейцы этому препятствуют. Уже сейчас в РФ находится около 2 миллионов перемещенных лиц с Донбасса, миллионы украинцев стремятся эмигрировать в страны ЕС.

В Европе есть определенные принципы, под которые нужно адаптировать законодательную базу, политические институты. С точки зрения европейских стандартов, необходима спокойная страна с устойчивой экономикой, хорошей занятостью, которая не создает огромного эмиграционного потенциала. А  в Украине, помимо прочего, существует опасность распространения криминальных элементов, оружия, сложная коррупционная ситуация во внутренних органах. Европейцы сейчас хотят посмотреть, к чему приведут все так называемые «реформы» в нашей стране.

— Известно, что Грузия получила согласие на безвизовый диалог с ЕС в 2013 году, на 3 года позже Украины. Тем не менее, согласно обнародованному отчету, грузины могут получить право ездить в ЕС без виз уже в этом году. Какие процессы – внутренние, внешние, как в Грузии, так и в Украине – стали решающими в формировании такой позиции ЕС?

— Основная причина — в Украине огромное количество людей, потерявших привычные условия жизни. Эмиграционный потенциал Украины на сегодняшний день достиг 4-5 миллионов человек, а это – все население Грузии. Число возможных эмигрантов из Грузии в Европе оценивают в 50 тысяч человек. Плюс европейцы считают, что в Грузии сейчас более стабильная социально-экономическая ситуация. Европейцы могут откладывать  безвизовый режим как угодно долго, потому что мы видим, что до нормализации ситуации в Украине еще далеко.

— Европейцы, согласно обнародованному отчету, констатировали, что Украина провалила «домашнее задание» в борьбе с коррупцией. Есть ли у нас перспективы исправить ситуацию?

— Представители бизнеса говорят, что ситуация с коррупцией в Украине ухудшилась. Заявляют о 100% коррупции как на Востоке, так и на Западе страны, и немного меньше – в Киеве. Западные инвесторы, как и Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата, заявляют, что в Украине «все сложно». Вопрос в том, перестанет Яценюк поддерживать коррупционые схемы в государственных монополиях, или нет? Есть в нашей стране честные люди, которых можно назначить на государственные должности, или они лишь будут создавать новые коррупционые схемы? Можно ли «придавить» бюджетную коррупцию?

Сейчас антикоррупционные структуры находятся на стадии становления, только полгода уйдет на их формирование. Причем неизвестно, пойдет ли работа этих структур на благо, или наоборот — приведет все в хаотическое состояние.

— В Европе также упрекнули Украину в невыполнении требований Венецианской комиссии по изменению люстрационных законов. Пойдет ли на это действующая власть?

— Коалиция в парламенте часто делает то, что хочет. Вопрос в том, согласовываются ли каким-то образом действия парламента с позицией Президента. Люстрационные законы дают большую свободу для увольнений, а европейцы хотят максимально сократить субъективный фактор. Минюст должен сотрудничать с Европой по люстрационным законам. Можно ожидать, что в ближайшее время в Минюсте сформируют группу для консультаций с европейцами.

—  Возможно ли сейчас выполнить требование ЕС, установив надежный государственный контроль на административной границей с Крымом, а также по линии разграничения на Донбассе?

— К сожалению, у нас мало информации о ситуации на Донбассе. Мы знаем, что там размещены блок-посты военных, Нацгвардии, милиции. Но в Европе понимают, что единого режима контроля по всей линии разграничения на Донбассе нет. Непонятно, насколько эта граница контролируется. Она недоступна для проверки.

— Чего может ожидать Украина от Рижского саммита 21 мая?

— По сути, уже сейчас понятно, что ни вопрос либерализации безвизового режима, ни европейской перспективы нашей страны на Рижском саммите рассматриваться не будут. Участники рассмотрят вопросы адаптации политики восточного партнерства к потребностям Европы.  В ЕС не стоит задача удовлетворить украинские интересы, а наш восторг от европейских иллюзий лишь создает препятствия в диалоге с Европой. Украинский МИД на саммите будет стремиться получить некие авансы в форме политических деклараций. Уже сейчас в нашем внешнеполитическом ведомстве заявляют, что если итоговый документ будет сугубо формальный, не будет подвижек в нашу сторону,  Украина может его не подписать.

В Европе уже сказали, что о безвизовом режиме, в лучшем случае, возможен разговор после декабрьского отчета. В нем будет дана оценка ситуации,  потом – либо выход на подписание нового Соглашения, либо новые требования. Можно предвидеть, что на протяжении всего 2016 года не следует ожидать каких-то подвижек в этом вопросе.

Читайте также по теме