Силовая посадка самолета, на котором летел беларуский оппозиционер Роман Протасевич запустила цепную реакцию введения санкций против Беларуси со стороны стран Евросоюза. Желая продемонстрировать свою преданность европейским идеалам, Украина присоединилась к санкциям едва ли не с большим энтузиазмом, чем западные страны. Насколько действия украинских властей рациональны, стоит ли в отношениях с Беларусью идеологическую подоплеку ставить выше экономических интересов и есть ли шанс вернуть добрососедские отношения между двумя странами, журналисту ГолосUA рассказал директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
— Напряжение началось с того, что мы закрыли воздушное пространство с Беларусью. В свою очередь Лукашенко заявил, что его страна не будет принимать самолеты из Украины. Скажите, возможно ли, чтобы эта ситуация изменилась и авиасообщение между нашими государствами возобновилось?
— Украина же закрыла свое воздушное пространство для Беларуси и запретила украинским самолетам туда летать. То есть, это инициатива Украины. Уверен, Беларусь пойдет навстречу, если Украина отменит эти решения. Ходят слухи, что у Зеленского что-то личное к Лукашенко. Есть версия, что Лукашенко пообещал ему выдать боевиков российской ЧВК, задержанных в Беларуси. Венедиктова даже успела сконтактироваться с прокуратурой Беларуси по этому поводу. Сперва разговор был о том, что Лукашенко выдаст Украине хотя бы тех наемников, о которых было известно, что они принимали участие в боевых действиях на Донбассе. В конце концов Зеленский обиделся, что Лукашенко даже не предупредил его, что всех наемников выдает России.
Тут вопрос, скорее, в психологической стабильности президента, потому что политики такого ранга понимают, что предыдущие договоренности и планы могут меняться и, очевидно, что Лукашенко было важнее не выполнить свое спешно данное обещание Зеленскому, а наладить отношения с Россией. Прагматичный политик понял бы, что в аналогичной ситуации должен был бы действовать именно так, выбирая приоритетный интерес среди нескольких возможных опций. Так поступают политики государственного уровня, чтобы укрепить свою власть. Если Зеленский этого не понимает, это показывает соотношение его личных качеств с занимаемой государственной должностью.
— Насколько сильно пострадали экономические связи между Украиной и Беларусью в результате последних событий?
Сперва украинская сторона стала на позицию, что мы будем вводить экономические санкции, идти вместе с Европейским союзом. Затем руководство Украины фактически вырвалось вперед и начало использовать собственные ограничения. Например, отказалось от экспорта украинских товаров в Беларусь, которые теперь замещаются российскими.
В свою очередь, Беларусь сделала ответный ход и присоединилась к санкциям, которые ввела против Украины Россия. Они заключаются в том, что компании, которые экспортируют в Украину нефтепродукты и уголь, должны получать индивидуальные лицензии. Это еще не эмбарго, а лишь способ ввести его через механизм выдачи лицензий. Если лицензия выдана, то экспорт разрешен. Если лицензия не выдана, то в ручном режиме вводится эмбарго. Вот такой вот обмен ударами, который, разумеется, не будет содействовать разрядке ситуации.
— Можно ли вернуть взаимоотношения з Беларусью на круги своя? Чтобы они были хотя бы не хуже, чем в начале президентства Зеленского?
Фактически, на сегодняшний день ухудшение отношений происходит по инициативе и из-за действий Украины. Беларуская позиция является оборонной, а не наступательной в этой ситуации. То, что Украина ввела своим решением, она же может и упразднить.
Кроме того, МЗС Беларуси, через заместителя министра, дважды повторил, предложение украинской стороне начать переговоры и обсудить ситуацию с целью нормализации отношений между странами, но эта инициатива осталась без ответа. Даже Кулеба, который всегда спешит продемонстрировать свою лояльность к Евросоюзу, высказал более умеренную позицию, чем Зеленский. Он утверждал, что Украина к экономическим санкциям присоединяться не будет. Но в конце концов они пошли на конфронтацию.
Когда-то за отношения с постсоветскими странами отвечал вице-премьер Степан Кубив. Он вел дела напрямую с Беларусью. Он принадлежал к пост-майданной власти, но был более прагматичным, меньше предавался идеологическим вопросам. Также в правительстве Гройсмана была группа людей, которые понимали, что экономика и идеология – это разные вещи. В правительстве Шмыгаля нет на сегодняшний день личности, которая могла бы взять на себя урегулирование взаимоотношений с Беларусью, и абстрагироваться от идеологической болезни Кулебы и личностных переживаний Зеленского. Думаю, они доведут ситуацию до полного маразма, а потом будут списывать это на войну и Лукашенко, который связался с кровавым агрессором Путиным.
— На данный момент популярной является мысль, что действия Украины толкают Беларусь в объятия России. Можно ли как-то остановить этот процесс путем стабилизации украино-беларуских взаимоотношений?
— Партнерство с Украиной не повлияет на то, чтобы Беларусь отдалилась от России или приблизилась к ней. Надо понимать – Лукашенко очень мастерски играет в очень тяжелую политическую игру. При том, что 50 % беларуской экономики зависят от сотрудничества с Россией через поставки нефти, через экспорт беларуской продукции на российский рынок, из-за кредитной зависимости, Лукашенко умудряется очень ловко тормозить полномасштабную экономическую интеграцию. Более того, он удерживает ослабление суверенитета Беларуси всеми возможными путями и средствами.
Полноценная нормализация укранско-беларуских отношений будет содействовать тому, что Лукашенко будет иметь определенный ресурс в виде 15 % внешнеполитических связей, которые будут содействовать стабильности беларуской экономики. Возможно, что в результате ослабления экономических отношений с Европой, доля Украины в беларуской экономике может вырасти до 20 %.
По состоянию на 2020 году украинская доля беларуского экспорта составляла 14 %. Теперь она могла вырасти в связи с санкциями против Беларуси со стороны Европы, но здесь нужны шаги навстречу со стороны Украины, которых нет и не предвидится.
— Возможна ли стабилизация отношений с Беларусью в результате смены власти в Украине или просто радикального пересмотра внешнеполитической стратегии украинским правительством?
— Что касается Украины, то если изменится власть, то можно ожидать улучшений, поскольку у приемника Зеленского скорее всего не будет фактора личной враждебности по отношению к Лукашенко или к любой другой беларуской власти, которая будет в тот момент. Например, полномочия Лукашенко могут быть урезаны, или разделены с правительством страны. Не будем забывать, что Лукашенко в принципе не вечный и также может потерять свою власть.
Возможно в украинском правительстве таки появится кто-то, кто будет адекватно налаживать внешнеполитические связи. Такой человек сможет поехать в Минск и начать переговоры с правительством Беларуси.
На самом деле здесь все достаточно просто, главное исключить из этого процесса идеологию. Все вопросы можно урегулировать, тем более, что нет необходимости встречаться на официальном уровне непосредственно с Лукашенко. Для этого достаточно межправительственных связей.