С.Толстов: «Сделки по одесскому LNG-терминалу — это афера»

Контракт с испанской фирмой по строительству LNG-терминала (сжиженного газа) в Одесской области изначально не планировался как легитимный и законный документ. Глава Госинвестпроекта Владислав Каськив преследовал свои цели, когда согласился на подпись контракта испанцем, которого представители фирмы не сразу признали уполномоченным на такие действия, сообщил корреспонденту ГолосUA политолог, директор Института политического анализа и международных исследований (Киев), ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной Академии наук Украины Сергей Толстов.
— Сергей Валерианович, по вашему мнению, испанский контракт подписал специалист, чьи полномочия оказались сомнительными. Это случайность, которой можно было избежать? 
По поводу ситуации с LNG-терминалом нужно спросить, уникальна ли эта ситуация в плане допущенных проколов и ошибок, или же она отражает «нормальное состояние» и стиль работы правительства Украины. Для сколько-нибудь адекватного понимания происходящего нужно учитывать ряд обстоятельств.
Сначала о В.Каськиве. За годы пребывания на посту главы государственного агентства Госинвестпроект порядочным человеком он, разумеется, не стал, и от привычек того славного времени, когда он делил и дерибанил американские грантовые денежки, похоже, не избавился.
Каськив действовал вполне сознательно. Он прекрасно понимал, что делает преднамеренную инсценировку, то есть подменяет жизнь театром. Поэтому с его стороны мошенничество – ход вполне осознанный, но в принципе ожидаемый. Другое дело – фактор мотивации. И пока не вполне ясно, зачем он это сделал:
-для того, чтобы подставить Президента и премьера и ускорить смену власти?
-чтобы ослабить позиции Украины в диалоге и торге с Россией?
-чтобы увеличить зависимость правительства от МВФ и дать повод западным рейтинговым агентствам понизить кредитный рейтинг Украины? Или же мотив включал как эти, так и другие обстоятельства?
— В решении экономической задачи по строительству терминала Каськив сыграл роль «серого кардинала»?
Нет. Гораздо большие сомнения вызывает роль во всей этой истории остальных персонажей, в первую очередь Н.Азарова и Ю.Бойко. Они ведь по должности получают информацию о том, с кем и на каких условиях подписываются документы. Участие премьера в процедуре подписания согласовывается и отрабатывается службой протокола. С учетом этого создается впечатление, что на детали попросту махнули рукой. Иными словами, потеряли инстинкт самосохранения и упустили из виду возможность разоблачения обмана.
Разумеется, личности участников подписания документов должны были быть известны украинским спецслужбам. А те, в свою очередь, должны были доложить премьеру о том, что якобы «представитель инвестора» и подписант «международного соглашения» на более чем миллиард евро – лицо, без определенных занятий, резидент Украины, женатый на украинской гражданке, не имеющий никаких полномочий, но постоянно участвующий во всевозможных переговорах и т. д. и т. п.
Имея эту информацию, премьер должен был взвесить для себя целесообразность участия в подобном мероприятии, и, вероятно, принять решение не участвовать в подобном спектакле.
— Можно ли было избежать этого публичного конфуза, который прессой подавался как минус в работе властей? Как Вы, вероятно, знаете, эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский заявил, что этого можно было избежать, если привлечь дипломатов перед подписанием документа с обеих сторон.
Похоже, Б.Соколовский заблуждается, когда говорит, что главной ошибкой Госинвестпроекта было «непривлечение» дипломатов. Нельзя исключать, что проблема носит более глубокий характер. Весьма возможно, что вся деятельность Госинвестпроекта – такой же мыльный пузырь, как и подписанное инвестиционное соглашение. С учетом появившейся информации можно предположить, что якобы заказанные испанцам и выполненные компанией Gas NaturalFenosa Engineering (Socoin) бизнес план и ТЭО LNG-терминала – такая же фикция, как и скандальное инвестиционное соглашение.
И уж совсем неприятный сюрприз может нас ожидать, если выяснится, что все прочие проекты и направления в деятельности Госинвестпроекта – такая же фикция и инсценировка, как и недавний спектакль с LNG-терминалом. Словом, получается почти как у Гоголя.
— Можно ли утверждать, что после завершения строительства украинского терминала для сжиженного газа начнутся фактические поставки топлива из-за рубежа?
Нет. Остается неясной ситуация с проливом Босфор. Там до сих пор не решился вопрос пропуска груза для Украины. Ведь в Турции нет такого терминала, и на Черном море тоже.
По официальной информации, в рамках подготовки строительства LNG-терминала, Украина ведет предварительные переговоры о поставках сжиженного газа из Катара и Алжира. Премьер Н.Азаров отмечал, что даже с учетом стоимости доставки сжиженного газа в Украину катарский газ обойдется в 3 раза дешевле, чем российский.
Другой вариант – получение азербайджанского газа, вероятно, в меньшем количестве (ок. 5 млн тонн в год), через проектируемый газопровод TANAP. Но для этого нужно построить отгрузочный терминал на черноморском побережье Турции. Кстати, Р.Т.Эрдоган среди прочего предлагал В.Януковичу принять участие в строительстве LNG-терминала на турецкой  территории.

Читайте также по теме