9 июня стартовал первый зарубежный визит Джо Байдена в статусе президента США. В рамках этого турне американский лидер посетит Великобританию, Бельгию и Швейцарию. Он встретится с королевой Елизаветой ІІ, президентом России Владимиром Путиным и лидерами стран Евросоюза. О чем будет говорить Байден с лидерами европейских стран, какие цели он преследует и будет ли место во всех этих переговорах для Украины журналисту ГолосUA рассказал директор независимой экспертно-аналитической организации Институт политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
— В рамках своего турне Байден заявил, что нарушение суверенитета других стран не останется без последствий. Какими последствиями грозит Байден?
— Нарушение суверенитета других стран никогда не обходится без последствий, и они могут быть разными. В таком виде, в каком он сказал,– это банальность, которую тяжело комментировать. Что-то вроде, Днепр впадает в Черное море. На английском языке это называется universal truth, универсальная правда. Он еще много чего скажет, однако вопрос в том, насколько то, что он говорит, имеет практический, аналитический и оперативный смысл.
Думаю, что аналитического смысла будет много, поскольку люди будут пытаться истолковать сказанное. Практического будет меньше, поскольку для него необходимы определенные политические механизмы, чтобы он вылился в действия и результаты. Оперативного смысла будет еще меньше, поскольку необходимы приложения всех этих усилий плюс конкретные мероприятия, которые обеспечат выполнение необходимых заданий. Это риторика Байдена.
Также будет иметь место и российская риторика. Ответ на нее будет таковым, что международная система должна действовать за международным правом, а не за каким-то порядком, основанным на определенных правилах.
— Про что в таком случае Байден будет говорить с Путиным?
— Порядок их разговора еще будет формироваться в зависимости от тех мероприятий, которые будет проводить Байден в Европе. Переговоры с Великобританией, с НАТО, с Европейским Союзом, с «большой семеркой», с Меркель… Произойдет еще много событий, которые будут влиять на содержание встречи Байдена с Путиным. Проблем между США и Россией довольно много и им будет что обсудить.
— В том числе и Украину?
— Украина находится в перечне региональных конфликтов. Это не первый пункт повестки дня. В плане региональных проблем для Байдена более важны Иран, Афганистан, Сирия, а также Ливия. Ну а Украина будет приоритетнее разве что Северной Кореи.
Байдена не интересуют региональные конфликты. Он будет продолжать политику Трампа по выводу войск из Афганистана. Это его главный приоритет, поскольку американские военные будут оказывать на него определенное давление, чтобы он не спешил с такими решениями. Они будут требовать оставить хоть какую-то зону контроля, иначе 20 лет войны пойдет насмарку. Это уже не говоря о том, что вывод войск приведет к полному коллапсу Афганистана. Это станет морально политическим событием, которое будет сильно влиять на восприятие американской внешней политики.
Поэтому относительно Украины у Байдена будет аккуратная позиция. Не факт, что на Украину вообще будет время на протяжении этой встречи. Если бы Байден и Путин встречались на протяжении трех дней, то можно было бы ожидать, что час-другой они поговорят про Украину. Поскольку это однодневная встреча, еще и первая, то вероятно времени будет у них немного.
Можно предположить, что будет дано указание той группе, которая работает по региональным конфликтам, рассмотреть вариант деэскалации.
— Какие варианты деэскалации конфликта в Украине могут быть рассмотрены?
— Вероятно, Путин будет ожидать от Байдена формального обещания не расширять НАТО на восток, и дать гарантии постоянного нейтралитета Украины. Это Путина вполне могло бы устроить. Но это вряд ли устроит «ястребов» в Москве, поскольку они считают, что такая постановка вопроса помешает стратегическим планам окончательного решения украинского вопроса.
— Байден пойдет на сворачивание дальнейшего расширения НАТО?
— Сейчас Байден не пообещает Путину, что прекращает расширение НАТО, но правда в том, что по сути НАТО уже некуда расширять, кроме западных Балкан.
Остаются Молдова, которая за конституцией нейтральная страна; Грузия, которая стремится в НАТО; Украина, которая не может вступить в НАТО, поскольку не контролирует собственную территорию; Белоруссия, которая не хочет вступать в НАТО, и которая является формальным союзником России.
Также остаются Армения и Азербайджан. Возможное вступление в НАТО этих стран обострит отношения между Турцией и Россией. Тем более, что Азербайджан смог без НАТО возобновить контроль над большей частью потерянных территорий. Кстати, здесь его ситуация схожа с Украиной, поскольку всю территорию Нагорного Карабаха Азербайджан еще не контролирует.
— Байден заявил, что ни один глобальный вопрос не может быть решен одной страной. Можно ли это расценивать, как его стремление консолидировать США и Европу перед различными проблемами: глобальное потепление, исследование космоса и так далее…
— И опять у нас universal truth. Каждый студент третьего курса факультета международных отношений и международной политики воспринимает как данное тот факт, что ни одно государство не сможет самостоятельно решить глобальные проблемы.
Для решения государством глобальных проблем необходимо согласие других государств вести с ним переговоры соответствующего типа, не говоря уже об абсолютно нереальных условиях и задачах, которые определяли бы согласие всех ведущих государств по поводу метода решения всех этих проблем.
Думаю, определенное глобальное согласие будет касаться экологии. Путин здесь может пойти на сотрудничество. Известно, что для вредных производств необходимо ставить фильтры, чтобы не выбрасывать это все в воздух, иначе работающие на этих предприятиях или живущие поблизости люди будут болеть и умирать. Это создает проблемы для всех. Собственно, пока это и все глобальное сотрудничество.
— Могли бы Вы в общих чертах объяснить основные направления стратегии Байдена на время пребывания в Европе?
— В целом она понятна. Байден хочет остановить постоянное обострение взаимоотношений с Россией. Напряжение во взаимоотношениях между США и Россией означает гонку вооружений, создание проблемных вопросов в будущем. Могут иметь место даже столкновения между войсками, патрулирующими определенную территорию, как было в Сирии. В результате все возможные предохранители могут сломаться, и ситуация станет угрожающей. Американцы будут договариваться с Россией, но и Россия знает свои пределы и возможности. Это понимание приведет к спокойному отношению к переговорам. Стороны будут искать превентивных мер для устранения обострений.
Главная же идея Байдена заключается в том, что он возобновляет постоянные прямые стратегические консультации с Европой. В определенной мере он активизирует НАТО, будет пытаться больше влиять на концепцию деятельности Альянса. Вероятно, подтвердит определенные обязательства Соединенных Штатов. Например, гарантии безопасности прибалтийским странам.
Будет также иметь место режим политических консультаций с Европейским союзом. При Обаме это была форма консультаций один плюс пять – Германия, Франция, Италия, Великобритания и глава Европейской комиссии. Как это будет происходить теперь – не знаю. Вероятно, Великобританию европейцы теперь к себе не возьмут, поскольку она больше не имеет отношения к ЕС. Теперь формула будет один плюс четыре.
Байден будет отстаивать такой формат и европейцы, вероятно, пойдут навстречу, поскольку им также необходимо решать свои проблемы. Это будет практичный результат. Байден будет вести переговоры, вероятно, в сопровождении Джека Салливана или Энтони Блинкена. Говорить они будут с главой Европейской комиссии, президентом Франции, канцлером Германии и премьером Италии. А до чего они все договорятся, мы узнаем очень скоро.