С. Толстов: «Украина после 2014 года потеряла все шансы вступить в Евросоюз»

Власть кричит о том, что Украина в течение ближайших лет станет полноправным членом Европейского союза. Между тем, Комиссар ЕС по вопросам европейской политики соседства и расширения Йоханнес Хан считает, что говорить о вероятности вступления Украины в ЕС в течение ближайших нескольких лет является спекуляцией. ГолосUA решил разобраться, как дальше будут складываться отношения между нашей страной и Евросоюзом, что мешает Украине интегрироваться в ЕС и когда ожидать ввода миротворческой миссии на Донбасс? Об этом мы расспросили директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова.

— Евросоюз в последние время критикует Украину относительно проведения реформ, как дальше будут складываться отношения между нашей страной и ЕС?

— Европа будет использовать программы макрофинансовой помощи, как жесткое средство для давления на Украину. Основные требования для нашей страны на данном этапе – отказ от попыток поставить САП и НАБУ под контроль Администрации Президента с помощью переназначения руководства. Также приступить к проверке деклараций чиновников и снять барьеры для создания Антикоррупционного  суда, потому что уже два года Президент Порошенко обещает внести соответствующий  закон. То есть с одной стороны Европейский союз будет оказывать давление на Украину, с другой, — Порошенко будет тянуть время для создания Антикоррупционного суда. Ведь с его появлением создается альтернативная вертикаль: обвинение, следствие, приговор. Пока у Президента и правительства будет возможность это блокировать, они продолжат максимально оттягивать создание суда.

— Что мешает Украине интегрироваться в ЕС?

— Мы интегрируемся в европейскую политику соседства, что является внешним направлением деятельности. К внутренним процессам евроинтеграции мы не имеем никакого отношения. Все что касается нас – это лишь восточный сегмент европейской политики соседства.

Украине мешает интегрироваться в ЕС целый комплекс факторов. С одной стороны организационных, с другой – некоторые моменты выглядят не актуальными для украинской стороны. Кроме того, в ЕС недовольны борьбой с коррупцией в Украине и реформированием таможни. Что касается экономического реформирования, здесь есть целый ряд моментов связанных с неготовностью министерства экономики вводить новую систему в действие, так и с тем, что внедрение стандартов ЕС требует значительных средств, которых у нас нет в бюджете, а также — технической модернизации, которая не по карману нашим предпринимателям. Нужно отметить, что именно поэтому мы и не вписываемся в сроки выполнения соглашения об Евроассоциации.

— Есть ли у Украины шансы вступить в Европейский союз?

— При нынешнем векторе развития политической и экономической ситуации у Украины нет шансов вступить в ЕС. Мы в экономическом плане в два раза отстаем от Болгарии. Наша страна могла бы стать членом ЕС только при развитой экономике и проведении внутренних реформ, которые соответствуют здравому смыслу и направлены на подавление коррупции. Еще один немаловажный фактор – разрешения конфликта с Россией и урегулирования проблем с Крымом и Донбассом. При нынешнем раскладе, после 2014 года Украина потеряла все  шансы вступить в Евросоюз. Даже виртуальное обсуждение будущего членства нашей страны в ЕС просто закрыто.

— Мы не интересны Европе как  экономический партнер?

— У Европы много партнеров, но правительство ЕС не собирается брать на себя решение проблем Украины. В 2013 году премьер-министр Венгрии  Орбан говорил, что у Украины есть перспективы членства в ЕС, но тогда не было проблем ни с Крымом, ни с Донбассом. Кроме того, было нормальное состояние экономики. При соотношении ВВП на душу населения, Украина должна была претендовать на 28 миллиардов евро дотаций из европейских фондов. Вопрос:   кто в нынешних условиях будет платить Украине эти деньги? По нынешним показателям данная сумма в сравнении с 2013 годом увеличилась до 40 или даже 50 миллиардов евро. У нас же на данный момент правительство добивает экономику, народ выезжает из страны, останавливаются предприятия. Донбасс оккупирован, Крым потерян. Мое мнение, что точка невозврата уже пройдена. Население обнищало.

— Когда ожидать ввода миротворческой миссии на Донбасс?

— Ввод миротворческой миссии на Донбасс в 2018 году реален только в том случае, если будет принята российская резолюция. По ней возможны только незначительные договоренности с Западом, так как президент России не захочет идти на уступки. Европа же будет стараться сохранить партнерские отношения с Российской Федерацией.

— Кто будет входить в состав миротворческой миссии?

— Это будет решаться в штабе миротворческой деятельности ООН. Скорее всего, в состав миссии войдут белорусы, возможно канадцы, представители европейских государств, стран СНГ и Индии. Доминирующего контингента там не будет. 

Читайте также по теме