Избранный президент США Дональд Трамп, вступающий в должность 20 января, пообещал в течение 90 дней представить результаты собственного расследования дела о приписываемых России хакерских атаках во время выборов в Соединенных Штатах. Об этом он написал в серии твитов, в очередной раз раскритиковав доклад, согласно которому Россия обладает на него компроматом. О том, как повлияют «околоинаугурационные» скандалы на рейтинг Трампа, а также — как это впоследствии отразится на американско-украинских отношениях, корреспондент ГолосUA узнавала у директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова.
— Сергей Валерьянович, возможен ли в результате всех последних скандалов, связанных с новым президентом США, «Трампгейт»?
— Нет, думаю, что ничего с ним не случится.
— Как могут, в таком случае, развиваться события? Какими будут последствия?
— Ну Трампа же не обвиняют в хакерских атаках. Да, он признал их наличие. Вот компромат — это интересно. Думаю, что когда он станет президентом, он обязательно поймает тех, кто запустил этот компромат. Приложит усилия, чтобы вытащить их на свет, все-таки руки у американцев длинные, имеется шестнадцать разведывательных структур. Так что этих ребят они достанут. Говорят, в этом замешан англичанин — думаю, что ему будет неуютно.
— В США уже начали поговаривать об импичменте Трампа…
— Человек ведь еще в должность не вступил. Дело в том, что предметом для импичмента могут быть только действия в рамках исполнения полномочий. Вот, про Януковича, когда он еще не вступил в должность, тоже поговаривали…
— Вы видите здесь какие-то аналогии?
— Я не вижу, чтобы против Трампа были олигархи. Наоборот, он собирается завести их в администрацию. Так что крупный бизнес, так сказать, «потирает руки» и ждет, когда ему повяжут слюнявчик и дадут в руки нож и вилку. Тут несколько другие настроения, думаю.
— Есть ли в Америке реальные силы, которые могут «свалить» Трампа?
— Как сказать? В США олигархические силы пришли к власти после гражданской войны. Они управляли страной достаточно долго, потом начался процесс их отстранения от власти и возникновения профессионального политического класса в качестве посредника между бизнесом и обществом. Но избрание Трампа — это возможность для крупного бизнеса вернуться непосредственно к исполнительной власти. При этом усилились консервативные круги — все-таки республиканцы получили большинство на выборах в Сенат, Палату представителей. То есть, у них — существенное большинство. Думаю, вопрос в том, как они будут согласовывать интересы различных групп, с тем, чтобы не допустить доминирования.
То есть, сложности, скорее, технические. Ну, «подемонстрируют» какие-то ребята в Нью-Йорке, приедут в Вашингтон на инаугурацию, несколько сотен тысяч, создадут там какие-то сложности в связи со стилем жизни нового президента. Которому будет тяжело от роскоши переходить к более бюрократической процедуре… Это вопросы, касающиеся распределения ролей, потому что там есть вполне адаптированные к государственной службе ребята, вроде того же Майка Пенса (возможного вице-президента США — ред.), который в этом смысле ведет себя совершенно безукоризненно. Вопрос в том, как они распределят роли.
— Но на Трампа — небывалый объем компромата…
— Да, «с чистого листа» ему уже вести дела не удастся. Однако, в Сенате уже готовятся к назначению его представителей, они уже встречаются с сенатскими комитетами, отвечают на вопросы. То есть, процесс уже пошел — без особенного торможения.
Но, конечно, то, что сделала администрация Обамы в последние дни, создает определенный антураж, влияет на политику. Это уже начинают учитывать и новые назначенцы, как-то к этому адаптируются. Как пойдет этот процесс, сказать трудно, пока еще не прорисовался баланс. Говорят о Тиллерсоне (Рексе Тиллерсоне — кандидате на пост Госсекретаря США — ред.). Да, он, скорее всего, способствует снятию санкций с российского энергетического сектора. Там, по-моему, десять проектов было, начиная с Арктики и заканчивая Сахалином. Захочет, чтобы ему компенсировали простой.
— Какое «послевкусие», след оставил Трампу Обама?
— Он запустил доклады по кибератакам, выслала дипломатов, сенаторы предложили новые санкции, усиливающиеся, в том числе, против энергетического сектора. Обама также запретил добычу нефти на шельфе. С другой стороны, республиканцы тоже не спят, они начали менять его реформу медицинского страхования. В определенном смысле, Трампу придется учитывать все это. Вернее, его людям, поскольку не думаю, что он будет сидеть над бумагами концептуального характера. Но я пока не вижу, кто будет в его администрации заниматься технологической работой. А ведь нужно прорабатывать новую стратегию концепции, которая будет существенно отличаться от обамовской, расставлять политические акценты.
— То есть, позиции Трампа достаточно сильны?
— Конечно, ведь если бизнес идет к власти, он всякую «шелупонь» в двери не пропускает. Это — пожилые, опытные мужчины, которые пришли к реальной власти, со своим багажом, за каждым из них — жизненный путь с уже устоявшимися партнерами и жизненными интересами. Они идут туда не в бирюльки играть.
— Если все это соотнести с нашими реалиями — что изменится для Украины?
— Пока до нас далеко. Заниматься тем, кто здесь, у нас больше украл, кто плохой, а кто хороший им сейчас сложно. Средний персонал американской администрации будет открывать украинские досье и смотреть, кто лучше будет выполнять их указания, кто является их потенциальным клиентом, из тех «папок», которые стоят в Госдепе, в восточно-европейском подотделе. В Госдеп, Управление Европы пошлют политического назначенца, выгонят оттуда Нуланд. И, соответственно, снимут с полки досье на украинских политиков, руководствуясь запиской помощника Госсекретаря, где будет обозначено с десяток фамилий в негативном и позитивном списках. Просмотрят досье, после чего будут консультироваться, кого и в какой форме можно использовать.
— То есть, кадровые перестановки во власти в Украине вероятны?
— Они будут смотреть, на кого здесь можно опереться. У меня есть несколько предположений, но забегать наперед не хочу. Будут определяться, что можно работать с этим иди с этим, и они не будут много красть. А затем позовут в Штаты, они поедут, с ними поговорят, проведут дополнительную психологическую оценку, насколько человек стабилен.
— В какие сроки это будет происходить?
— Пока это все оттягивается. Им нужно свою «шахматку» сначала разложить. Вначале я думал, что до этого доберутся к апрелю. Но сейчас похоже, что у них есть два варианта: Трамп признает, что россияне вмешивались с помощью хакерских атак в процесс выборов, и отношения с РФ с чистого листа наладить не получится. Тогда они подождут, пока Exxon Mobil разберется с Сечен, получит от него конкретную оценку того, что он сможет сделать со своей стороны. Начнут этот процесс в зависимости от того, что они захотят от России по Сирии, что Сечин в этом смысле сможет им пообещать. Тогда отменят санкции только против нефте- и газодобычи. Если этого не произойдет… Но думаю, что это, скорее всего, будет именно так.