Нормандская четверка соберется 9 декабря в Париже. Всех интересует, чего ожидать от переговоров. ГолосUA решил расспросить об этом директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова.
— Сергей Валерьянович, что будут обсуждать Путин и Зеленский во время встречи в Париже?
— Если Зеленский едет подписать контракт на годичный транзит газа, то здесь возможно какое-то решение. Что касается Донбасса, то было бы неплохо, если бы они договорились насчет разведения войск и более жестких обязательств по перемирию. Не думаю, что Путин согласится отдать Украине контроль над границей. Очевидно, Зеленский будет поднимать вопрос о полном прекращении огня и обмене пленных по формуле всех на всех. Президент заинтересован в таком подходе. Но, главный вопрос саммита — прекращение огня, так как это очень важно для Зеленского, который не понимает, как решить ситуацию и находится в ловушке.
Во время встречи в Париже стороны постараются обозначить позиции. Все зависит от того, сумела ли команда Зеленского провести качественные переговоры в Берлине, так как многое на встрече в нормандском формате зависит от позиции Франции и Германии. Если украинская сторона сумела провести такие переговоры, то таким образом, привлечет на свою сторону заинтересованных лиц из аппарата президента Франции и правительства Германии. Тогда может пойти разговор по поводу обмена мнениями, с конкретным сценарием урегулирования конфликта на Донбассе. В такой ситуации речь должна идти о конечной модели урегулирования. Но нужно понимать, что Франция и Германия не будут давать четких гарантий. Если по конечной модели никакого согласия не будет, то тогда эта встреча в Париже ничем не закончится. Разговаривать будет не о чем.
— Согласится ли Россия на обмен пленными по формуле всех на всех?
— Такая формула хороша, когда уже военный конфликт находится на стадии завершения. Это означает, что дальше менять уже никого не придется. Россия освободит пленных только тогда, когда скажет Путин.
— Будет ли обсуждаться вопрос разведения войск на всей линии фронта?
— Это третий вопрос, который стоит на повестке дня на встрече в нормандском формате. Президент России Путин понимает, что пока стреляют на Донбассе, то он может разговаривать с Зеленским на своих условиях. Когда обстрелы прекратятся, то и разговаривать будет не о чем. Если стороны согласятся выполнять пункты минских соглашений, то временная разрядка может быть, но до первых сильных обстрелов. Тогда сразу станет ясно, что встреча в нормандском формате оказалась бесперспективной. Пока стрельба продолжается, и гибнут люди, фактор необходимости сохраняется. В Москве это прекрасно понимают. Не стоит забывать, что формула Штайнмайера подписана, поэтому Киев ставить вопрос о возвращении границы без учета этой формулы не может. При этом Россия отдавать границу не собирается. Ко всему этому добавляется явное нежелание руководства ЛНР и ДНР идти на какие-то уступки и одобрять план вхождения в Украину. Позиции сторон в данном случае остаются трудносовместимыми.
— Ожидать ли проведения выборов на Донбассе в 2020 году?
— Порядок выборов определяет украинский закон. В данном случае — их три. Закон об особом статусе, о выборах и об амнистии. Пока эти законы не будут приняты, говорить о том, что этот процесс продвигается, нельзя.
Если бы Киев предложил отменить тюремное наказание руководству ЛНР и ДНР, то можно было бы проверить готовность оккупированных территорий войти в состав Украины. На сегодняшний день главари ЛНР и ДНР не представляют возможности вхождения в состав Украины, так как хотят, чтобы их включили в состав России. При этом ситуацию усугубляет закон о языке и об образовании.
В ЛНР и ДНР не хотят входить в состав Украины, так как они понимают, что их посадят. Кроме того, их не устраивает, что школы все будут переведены на украинский язык. Такая постановка вопроса в отношении Донбасса и Крыма просто абсурдна. Даже если в Париже стороны договорятся о проведении выборов на Донбассе, но руководство ЛНР и ДНР будет знать, что их потом арестуют и посадят, то выборов не будет.
— Зеленский заявил, что разрабатывает стратегию о возращении Крыма, пойдет ли на это Россия?
— Президент делает такие заявления для украинской аудитории. В частности, для сторонников экс-Президента Порошенко. На встрече в Париже Путин, Меркель и Макрон разговаривать на эту тему не будет. Если представить, что Путина начнет разговор о возращении Крыма на саммите в нормандском формате, то ему в России сразу скажут, что он нарушает Конституцию Российской Федерации.
— Может ли предстоящая встреча в нормандском формате оказаться последней?
— Если они ни о чем не договорятся во время встречи, то это конец. И минские соглашения тоже уже никто не будет выполнять. В итоге конфликт на Донбассе затянется на долгие годы. Будет полная неопределенность, которая затянется на долгие годы. Никакого мира и благополучия ожидать не стоит.