Президент Украины Владимир Зеленский и президент Литовской Республики Гитанас Науседа, который находился в Киеве с официальным визитом, подписали Совместную декларацию относительно европейской перспективы Украины. При этом В. Зеленский заявил, что членство в ЕС является для Украины стратегически достижимой мечтой. ГолосUA решил разобраться, какие реальные шансы у Украины вступить в Евросоюз, спросив об этом директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова.
— Сергей Валерьянович, Зеленский хочет создать коалицию стран-лоббистов для вступления Украины в ЕС, насколько это вероятно?
— О планах Президента судить трудно. Он говорит одно, а делает другое. Думаю, что данное заявление очередной элемент виртуальной политики, которая все больше переходит во внешне политическую и внутренне политическую пропаганду. Президент Литвы Науседа, с которым Зеленский подписал Совместную декларацию о европейской перспективе Украины, является очень радикальным лидером. Однако, он малозначащий человек в европейской политике. На саммите ЕС Науседа вряд ли будет делать подобные заявления о вступлении Украины в ЕС. Тем более для того, чтобы Украина вступила в ЕС, нужен ряд факторов. Многие, из которых относятся к состоянию украинской экономики. В частности, ее самодостаточности и эффективности. Мы видим, что в Украине в последнее время экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Так, что с точки зрения объективных показателей Украине вступление в Евросоюз не светит. Скорее всего, все заявление Зеленского о вступлении Украины в ЕС ограничатся декларациями и попыткой возобновить в украинском обществе европейские ожидания. Думаю, это главная задача и смысл всех деклараций со стороны Президента.
В 2013 году был бурный ажиотаж в обществе после того, как Кабинет министров Украины утвердил план первоочередных мероприятий на 2013 год по интеграции в Евросоюз. Зеленский надеется это повторить. Однако на данный момент — это маловероятно воплотить в жизнь.
— Какие страны кроме Литвы могут создать с Украиной коалицию для вступления в ЕС?
— Незначительная группа европейский политиков может приезжать в Киев и делать здесь лояльные заявления. Однако в европейском контексте они будут вести себя совершенно иначе. Думаю, что Президент Польши Дуда будет вести себя более осторожно. Словакия тоже будет вести себя сдержано по отношению к Украине. Не исключаю, что в коалицию могут войти Молдова и Грузия. Очевидно, что Президент Зеленский пытается возобновить риторику о евроатлантической поддержке Украины. Однако все останется на уровне разговоров.
Думаю, что Зеленский заявил о коалиции стран-лоббистов для вступления Украины в ЕС, для того, чтобы раскрутить «Крымскую платформу». Однако реальных политических эффектов данное заявление нести не будет.
— Зеленский назвал вступление Украины в ЕС «стратегически достижимой мечтой. Когда эта мечта воплотится в жизнь?
— Вступление Украины в ЕС из мечты превратилось в мираж. Раньше это было иллюзией, теперь это просто мираж.
— Что мешает Украине стать членом Евросоюза?
— Отсутствие стратегии развития экономики, снижение жизненного уровня, экономическая разруха, потеря территорий и неадекватность политического руководства страны. Плюс к этому нужно добавить комплекс внешнеполитических «болезней и травм», которые возникли в 2014 году и никуда с тех пор не делись.
— Какие отношения будут между Украиной и ЕС?
— Отношения Киева и Брюсселя на сегодняшний день определены ассоциацией с ЕС. То есть зоной свободной торговли, которая на самом деле таковой не является. Плюс политическая ассоциация, которая обусловливает поддержку Украины во внешней политике Евросоюза без соответствующих обратных обязательств, которые определяются ЕС в одностороннем порядке.
Ассоциация между Украиной и ЕС подписана на 10 лет. В полной мере соглашение об ассоциации вступило в силу в 2015 году. У Европейского союза есть законные основания говорить, что до полного выполнения соглашения об ассоциации, любой разговор о дальнейших отношениях между Киевом и Брюсселем не имеет смыла. В частности, Европарламент сейчас стоит на такой позиции. Это его официальный подход. Однако, поскольку у каждого государства ЕС свое правительство и суверенитет, то они могут выражать свое частное мнение по отношению к той или иной стране. Например, к Украине. Однако частное мнение никак не будет связано с мнением Евросоюза.
Не думаю, что в ЕС сейчас найдется 5- 10 государств, которые будут готовы обсуждать вопрос членства Украины в Евросоюзе. Однако около 50 политиков, готовых это делать, могут найтись. Они будут выступать от своего имени, тем самым оказывая Украине информационную и пропагандистскую поддержку.
— Ассоциация между Украиной и ЕС рассчитана на 10 лет. Что произойдет после ее окончания?
— Непонятно, когда она заканчивается. Во временном режиме она заработала в 2016 году, а в полном объеме она вступила в действие в 2017 году. После того, как закончится срок ассоциации, Украина будет в серой зоне Евросоюза.
Украина продолжает отставать от среднего уровня экономических показателей по ЕС. У нас отрицательные показатели развития. А с такими показателями в ЕС не принимают. Мы являемся самой бедной страной в Европе. В 2014 году в Европарламенте посчитали, сколько бы Украина должна была ежегодно получать дотаций с европейского бюджета и насколько это больше, чем дотации Польши, Венгрии и Словакии вместе взятых, и задавали риторический вопрос, кто за это заплатит? С тех пор ситуация не улучшилась.