- Два года назад правительство, взяв курс на дерегуляцию, изменило законодательство в строительной сфере и упростило, таким образом, процедуру получения разрешительных документов на строительство. Поэтому в настоящее время таких разрешений выдается втрое больше, чем еще 3 года назад, да и времени на прохождение всех процедур уже требуется вдесятеро меньше. Однако застройщики по-прежнему жалуются на местные власти, которые затягивают процесс и не дают разрешения на землю. Не довольны и чиновники, которые, потеряв полномочия, порою оказываются не в состоянии влиять на процесс застройки городов. О том, чем грозит такая дерегуляция Киеву, ГолосUA расспросил начальника Департамента градостроительства и архитектуры КГГА – главного архитектора Киева Сергея Целовальника.
- — Сергей Анатольевич, каковы, по-вашему мнению, основные преимущества и недостатки нынешнего закона о строительной деятельности?
- — Закон этот нужен был, прежде всего, потому, что направлен на борьбу с коррупцией, которая зашкаливала уже. Я не думаю, что она за эти два года намного уменьшилась, но тем не менее. И также направлен на уменьшение документооборота и упрощение процедур согласования и прохождения процедур для инвестора. Это абсолютно правильные тезисы. Беда в другом – так как изменяя какие-то технологические цепочки, нельзя выбрасывать звенья или целые куски цепи только потому, что они якобы усложняли процедуру.
- — С какими трудностями конкретно сталкивается Департамент градостроительства и архитектуры?
- — Например, если я, по закону, должен в течение 7 дней выдать градостроительные условия и ограничения на запрос инвестора, который некачественно сформулировал пакет документов и дал ложные данные, то я вынужден его отправлять без решения вопроса. Но на следующий день у меня остается только 5 дней, а он продолжает писать муть. А это все в законе прописано так, что я обязан. Закон хорош, он для инвесторов дает много возможностей, но для чиновников это тяжело – многие вопросы еще не решены.
- Градостроительная деятельность как бы не заметна и часто вызывает раздражение: ну как это так, все уже готовы, а вы сопротивляетесь. А если потом взять все и посмотреть, что мы смотрим вдаль, и что если мы сделаем, как предлагается сегодня, то мы лишим наших детей и внуков возможности иметь детский сад, школу или еще какую-то зону отдыха. Если мы сегодня на каждый всплеск эмоций или интересов инвесторов в Киеве будем тут же угодливо отдавать городские земли, которые предполагались для парков, скверов, детских садов, школ и дорог, то мы с вами очень скоро получим хаос, а не город.
- — Но Киев местами уже и без того застроен очень хаотично. Кто же сегодня может остановить сооружение уродливых высоток в историческом центре Киева?
- — По закону, на сегодняшний день согласовывать строительство с Департаментом градостроительства и архитектуры никто не обязан. Я, как главный архитектор, вообще лишен права контроля над незаконным строительством. Но не смотря на это, мы постоянно пишем в прокуратуру, обращаемся в Госархстройконтроль, чтобы они обратили внимание на незаконные объекты. Для решения этой проблемы, кроме доработки законодательной сферы, считаю, в первую очередь, нужна политическая воля.
- — Как вы можете прокомментировать ситуацию со строительством в Десятинном переулке?
- — Что касается данного строительства, с Департаментом этот проект не согласовывался – ни генплан, ни архитектура. Я видел первые попытки проекта, неоднократно советовал уменьшить высотность, но окончательного варианта я так и не видел. Повторюсь, что по закону, с главным архитектором никто ничего не должен согласовывать. Если строительство продолжается, это вопрос судов и прокуратуры. Лично я считаю, что строить там можно, но только абсолютно контекстные вещи.
- — Большой резонанс общественности вызвало и строительство развязки на Почтовой площади – не однократно говорилось о том, что она должна быть пешеходной. Будет ли этот принцип применятся в дальнейшем?
- — Совершенно верно. Пешеходными должны быть не только центр, но вообще города. И мы делаем много для этого – недавно открыли памятник Магдебургскому праву, и лестницу, и набережную. А эта площадь, по проекту, который был согласован не мной и уже был готов к строительству, предполагал несколько таких виадуков над этой площадью. И машины ходили бы по верху, а не так как сейчас в тоннеле. И именно потому что Целовальник вместе с Николаем Яновичем (Азаровым, премьер-министром – ред.)поставил вопрос о том, что это не допустимо и это единственная площадь у воды, и она должна быть пешеходной, проект был переработан. Транспорт пошел под землю, а площадь будет полностью пешеходной. И от нее уже сейчас мы сделали часть набережной, которая доходит до пешеходного моста. А в оставшихся кручинах будут торговые, туристические и прочие развлекательные объекты.
На Львовщине у гражданки РФ конфисковали три земельных участка, которые она получила...