Последние годы Украина то и дело оказывается вовлечена в скандалы, связанные с контрабандой оружия. А западные СМИ время от времени называют нашу страну чуть ли не главным транзитером тяжелых наркотиков в Европу. О том, как можно практически полностью предотвратить контрабанду оружия и наркотиков, мы поговорили с и.о. начальника Киевской городской таможни ГФС Сергеем Тупальским.
Какой объем наркотических веществ и как их пытались провезти через Киевскую городскую таможню в 2017 году контрабандисты? Какова общая тенденция: сокращается ли наркотрафик в/из Украины или растет?
В 2017 году в зоне деятельности Киевской городской таможни ГФС задержано более одного килограмма различных наркотических веществ и более 4 тысяч таблеток и капсул, которые в своем составе содержали наркотические вещества разной степени концентрации. Если говорить о типах наркотиков – это в основном кокаин, каннабис, смола каннабиса, оксикодон.
О тенденциях наркотрафика в целом по Украине с моей стороны говорить не совсем корректно. Но в зоне деятельности Киевской городской таможни ГФС, невзирая на то, что наша таможня совместно с правоохранительными органами ежегодно перекрывает более шестидесяти каналов контрабанды наркотиков, наркотрафик, однозначно, растет. Такой вывод я делаю на основании того, что количество фактов выявления контрабанды наркотиков и других подконтрольных веществ через нашу таможню последние три года увеличивалось в полтора-два раза ежегодно!
Какие основные способы используют контрабандисты и что им противопоставляют киевские таможенники? Могли бы вы составить ТОП «лучших» тайников, которые выявили сотрудники КГТ ГФС в 2017 году?
Нужно понимать, что наша таможня внутренняя. Поэтому основной наркотрафик осуществляется через почтовые и курьерские службы доставки. Соответственно, мы не можем говорить о каких-то крупных партиях наркотиков, для которых будут делать специальные тайники, как в остросюжетных фильмах.
Напротив, анализируя факты задержания наркотиков в зоне деятельности Киевской городской таможни ГФС, можно сделать вывод, что контрабандисты со способами сокрытия особо не изощряются. В качестве тайников используются небольшие упаковки от детских игрушек и предметов бытового обихода, коробки от CD/DVD дисков. Реже предметы контрабанды прячут непосредственно во внутренних полостях перевозимых предметов (мягкие игрушки, косметика), электроприборов и механизмов.
А противопоставляют контрабандистам сотрудники таможни только свой профессионализм, компетентность и технические средства таможенного контроля.
К сожалению, на таких специфических направлениях работы всегда, а тем более сейчас, не хватает профессионального личного состава.
Сегодня даже имеют место ситуации, когда среди сотрудников таможен, занимающихся вопросами борьбы с контрабандой наркотиков, есть такие, кто не сможет ответить, что такое «золотой треугольник» или «золотой полумесяц» (условные географические понятия, объединяющие территории в Азии, на которых население занято в производстве, транзите и сбыте наркотиков. – Ред.).
В западных СМИ периодически поднимается вопрос о том, что Украина является главной транзитной страной, через которую в Европу крупными партиями поставляются тяжелые наркотики — кокаин и героин. Так ли это сегодня и каким образом наша страна могла бы снять с себя такое клеймо?
Вряд ли корректно говорить о том, что Украина является главной транзитной страной для транспортировки в Европу кокаина и героина. Это, скорее, устоявшийся миф.
Во всемирном докладе о наркотиках, подготовленном Управлением ООН по наркотикам и преступности, указывается, что приблизительно 40% глобальных изъятий героина и морфина в 2015 году производилось в странах так называемого «Балканского маршрута», который остается главным маршрутом незаконного оборота опиатов в мире. При этом отмечается, что изъятия на этом маршруте уменьшаются и растет значение альтернативного ответвления маршрута, проходящего через кавказские страны.
Да, Украина упоминается в списке стран, где растет количество перехватываемых партий опиатов, но вместе с ней в списке – Армения, Азербайджан, Грузия и Румыния.
А если говорить о транзите кокаина, то наша страна в список основных транзитных стран не входит.
В то же время нельзя сказать, что проблемы транзита контролируемых веществ через территорию Украины, в том числе временно неподконтрольную правительству Украины, не существует. С точки зрения комплекса факторов (географическое положение, низкая стоимость оплаты труда и т.д.) Украина была и есть выгодной транзитной страной для торговли. Вполне логично, что и международный наркобизнес рассматривает ее как таковую.
Но все государственные органы, в компетенцию которых входит борьба с наркотиками и их контрабандой, делают все, чтобы противостоять этими явлением. И думаю, что сегодня нет оснований говорить о существовании устойчивых каналов транспортировки тяжелых наркотиков крупными партиями через Украину в страны ЕС.
А с мифом или в данном случае даже клеймом нам всем надо работать, чтобы его развенчать и стереть. Если говорить о таможне, то мы своей задачей в этом контексте видим необходимость так работать, чтобы законопослушные граждане питали уважение к профессионализму и компетентности сотрудников таможенных органов Украины, а контрабандисты боялись даже показаться на границе нашей страны.
То есть, несмотря на нехватку персонала, который обладает нужными знаниями и опытом, ситуацию с контрабандой наркотиков нельзя назвать критической?
Давайте сначала более детально остановимся на ситуации с кадрами. На сегодняшний день в системе таможни есть профессионалы в сфере борьбы с наркотиками. Их, конечно, меньше, чем было еще 7-8 лет назад, а часть общего опыта, я бы сказал, утрачена.
Но если сегодня поставить цель восстановить кадровый потенциал с помощью существующих специалистов, это возможно.
Что касается общей ситуации, как я уже говорил, с моей точки зрения не совсем корректно ее оценивать. Однако официальные документы, тот же доклад Управления ООН по наркотикам и преступности, говорят о том, что на сегодняшний день ситуация в Украине, скорее, стабильная. Это, впрочем, не значит, что в относительно короткой перспективе она не может ухудшиться. Особенно если в других странах, которым сегодня отдают предпочтение наркоторговцы, начнется результативная борьба с ними. Именно поэтому Украине сегодня имеет смысл уделить внимание вопросу подготовки профессиональных кадров и восстановлению системной работы в данном направлении. Мы должны быть готовы к возможному негативному развитию событий.
Вторая тема, которую хотелось бы затронуть, – это контрабанда оружия. Украинские /> таможенные органы то и дело сообщают о задержании партии оружия, которую пытались ввезти в Украину. Могли бы вы объяснить, с какой целью оружие пытаются ввезти в страну, где две области частично охвачены боевыми действиями и где достать оружие не кажется большой проблемой?
Понятно, что сейчас в Украине не проблема найти оружие как таковое. Однако оружие оружию рознь. Если говорить о том, которое пытаются ввезти контрабандой, то речь идет об оружии известных мировых марок: «Glock», «Beretta», «Barrett».
К тому же, не всегда в стране есть соответствующие боеприпасы к такому оружию.
Были ли попытки ввезти оружие или вывезти его через Киевскую таможню за прошлый год? Что это было за оружие?
Попытки предпринимались. Как и в случае с наркотиками, основной поток запрещенных предметов приходится на международные отправления. Этому также способствует развитие международной интернет-торговли и неосведомленность граждан в ее правовых аспектах.
Если говорить о статистике, 90% случаев изъятия оружия на Киевской городской таможне касаются заказанного за рубежом и пересылаемого в почтовых отправлениях оружия холодного.
Остальные 10% – пересылаемые в тех же отправлениях запчасти к оружию огнестрельному. Иногда, впрочем, из Украины пытаются переместить контрабандным путем более тяжелое вооружение либо запчасти к военной технике. Этому способствует внешняя агрессия против Украины.
Так что у нас есть и случаи обнаружения в посылках запчастей к пистолетам «Glock», и к автоматам «АК».
В результате взаимодействия со Службой безопасности Украины, правонарушителей, причастных к пересылке этих отправлений, удалось задержать. Они – подозреваемые в совершении преступления, предусмотренного ст. 201 УК Украины.
Какие методы борьбы с контрабандой оружия можно было бы внедрить в Украине?
Возможно, усилить международное сотрудничество или же помогли бы те же сканеры, которые никак не может приобрести ГФС из-за помех со стороны других ведомств?
Сканеры однозначно помогли бы, и не только в этом направлении…
Также можно было бы говорить и о внедрении наиболее высокотехнологичных методов обнаружения запрещенных веществ, которые используют новейшие достижения науки.
Например, ядерно-физические методы обнаружения веществ основаны на определении элементного состава объекта с помощью зондирующего излучения нейтронами и гамма-квантами, которые обладают большой проникающей способностью.
Внедрение такого метода помогло бы в решении проблем обнаружения весовых количеств веществ в багаже, на транспорте, в грузах, в бесхозных подозрительных предметах, в почтовых отправлениях и на теле человека. И это также имело бы первостепенное значение для обеспечения безопасности от террористических угроз.
Но если говорить о реалиях, основными проблемами в направлении борьбы с контрабандой оружия, да и наркотиков тоже, являются критическая нехватка штатного личного состава и отсутствие взаимодействия, координации и системной работы между различными органами.
Какого именно взаимодействия не хватает и с кем?
В сфере борьбы с контрабандой наркотиков и оружия взаимодействие должно осуществляться на трех уровнях: внутриведомственный̆ уровень, межведомственный̆ и межгосударственный̆ уровень.
На внутриведомственном уровне работа таможенных органов осуществляется в рамках таможенного контроля, анализа рисков, реализации информации, полученной от иностранных органов, и системных аналитических данных.
В целом работа на этом уровне, я бы сказал, наиболее системная.
Сложнее с межведомственным и межгосударственным уровнями. С моей точки зрения, ГФС сегодня нуждается в возрождении взаимодействия с украинскими и зарубежными правоохранительными ведомствами в борьбе с контрабандой̆ наркотиков. На самом деле, у украинской таможни в этих вопросах накоплен значительный̆ опыт. Но многое упирается в нормативные ограничения.
Хотя наши потенциальные контрагенты заинтересованы в организации эффективного противодействия контрабанде наркотиков с помощью информационного обмена, проведения совместных целевых и широкомасштабных комплексных оперативно-профилактических операций.
Насколько я понимаю, в данном случае вы имеете в виду международное сотрудничество?
В том числе. Совсем недавно на 61-й сессии Комиссии по наркотическим средствам в Вене неоднократно подчеркивалась важность совместных и консолидированных действий международного сообщества. А украинская таможня сегодня, напротив, из этого процесса выпала.
Кроме того, было бы очень полезно активизировать работу с нашими американскими партнерами. Сегодня США – объективные лидеры в сфере борьбы с контрабандой наркотиков. И нам было бы очень полезно провести с их специалистами работу по обмену опытом, может быть, в формате круглых столов, мастер-классов, возможно, они бы могли предоставить Украине какие-то технологии или IT-решения.
На протяжении прошлого года вы не менее двух раз сообщали о задержании
товаров двойного назначения. Поясните, пожалуйста, что это такое.
Товары двойного назначения, или товары двойного использования – это отдельные виды изделий, оборудования, материалов, программного обеспечения и технологий, специально не предназначенные для военного использования, но которые кроме гражданского назначения, могут быть использованы в военных или террористических целях или для разработки, производства, использования товаров военного назначения, оружия массового уничтожения и т.д.
Списки товаров двойного использования утверждены постановлением Кабинета министров Украины № 86. И их перемещение через границу осуществляется в рядом ограничений.
В частности, субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют намерения осуществить международную передачу товаров двойного использования, предварительно должны быть зарегистрированы, провести предварительную идентификацию таких товаров и получить соответствующие разрешительные документы.
Вы говорили, что были попытки контрабанды частей военной техники, речь идет о товарах двойного использования?
Да, сотрудники Киевской городской таможни некоторое время назад пресекли попытки отправления в Иран составных частей к противотанковому комплексу «Фагот», а также авиационного оборудования к самолетам СУ-25, СУ-27, МиГ-23, МиГ-29. По данным фактам Службой безопасности Украины открыто уголовное производство.
Представители бизнеса в 2017 году неоднократно высказывали мнения о том, что украинский перечень товаров двойного назначения излишне обширный. По их словам, там есть товары, которые не могут быть использованы как оружие или для изготовления оружия, например, рентген-аппараты. Насколько такие заявления оправданы?
Нет, я не считаю, что такие заявления оправданы. Товары двойного назначения не могут бесконтрольно перемещаться через таможенную границу Украины, особенно физическими лицами, учитывая мировую борьбу с терроризмом и осуществляющуюся против нашей страны агрессию, которая влечет за собой соответствующие последствия, в т.ч. неправомерное завладение товарами двойного использования недобросовестными лицами.
Поэтому Украина как государство должна предпринимать и предпринимает максимум усилий для обеспечения безопасности своих граждан и выполнения взятых на себя международных обязательств. Поэтому Списки, напротив, должны и будут расширяться.
Что касается наличия в них тех же рентген-аппаратов, можно сказать следующее. Речь идет, в первую очередь, о сфере их использования. Будет ли он использоваться именно по своему прямому назначению? Ведь при желании, части рентген-аппарата можно использовать с целью нанесения вреда людям. Поэтому государство должно знать, как и кем будет использоваться такое устройство, если оно перемещается через таможенную границу Украины.
Я понимаю, что можно возразить, что так может использоваться практически любой товар. Но нужно понимать, что Списки товаров двойного использования составляются Государственной службой экспортного контроля Украины с привлечением других центральных органов исполнительной власти, научных учреждений и формируются на основании соответствующего международного опыта.
Наша же роль в этой сфере – только таможенный контроль и таможенное оформление таких товаров.
И изменилась ли ситуация после принятия Кабмином Порядка осуществления государственного контроля за международными передачами товаров двойного использования в январе этого года?
Соответствующее Постановление Кабинета министров Украины от 11.01.2018 № 1 вступит в действие через 90 дней со дня ее опубликования, то есть в апреле.
Но с нашей точки зрения, существует острая необходимость во внесении в данное постановление дополнений, связанных с удобством осуществления поиска товаров в Списке. В частности, на наш взгляд, должна быть хотя бы минимальная привязка к контрольным товарам Списка по коду товара в соответствии с ТН ВЭД.
Еще один вопрос об оружии. Если в Украину прибудут комплексы Javelin, они будут проходить процедуру растаможивания?
Согласно действующему Таможенному кодексу Украины, любой товар, который перемещается через таможенную границу Украины, должен пройти определенную процедуру таможенного оформления.