С. Яременко: «Катастрофа украинской экономики — довольно близко»

Снижение покупательной способности гривны крайне доходчиво объясняет украинцам, как именно обстоят дела в отечественной экономике. Правительство уже предупредило, что 2015 год будет «очень сложным», пообещав, правда, что в 2016-м мы станем жить немного лучше. Какова «материальная основа» этих прогнозов и обещаний, а также насколько трудным с экономической точки зрения станет приближающийся 2015 год, корреспондент ГолосUA узнавала у экс-заместителя главы Национального банка Украины Сергея Яременко.

— Сергей Александрович, как вы считаете, насколько больна наша экономика?

— Если раньше существовало два-три «симптома болезни» украинской экономики, то сегодня начался уже системный кризис. Появилась масса критических факторов, требующих рассмотрения, а не только одна курсовая проблема. И экспертам крайне тяжело оценить происходящее.

— Заложенный в бюджет курс доллара – около 17 грн…

— Я давно предупреждал, что курс является ценовым «якорем», он – как спусковой крючок. Он «поплыл» — и стали нарастать производные от этого процесса.

Вы упомянули о том, что прогнозируемый правительством курс – 17 грн. за доллар. Но покажите мне метод его расчета? Это – очень важный вопрос. Если нет ответа на него – дальше не о чем разговаривать. Это является одним из основных факторов правильного построения бюджета. Но под курсом «17» нет никакой реальной экономической основы.

— Тогда на каком основании правительство сделало его основой бюджета?

— Я задавал вопрос премьеру: если курс плавающий – по какой методике определяется его значение? Но у нас перешли к плавающему курсу, не понимая цинизма его работы в нашей экономике. Ведь при определенных значениях курса экономика работать перестает. У нас получается, что при очередной девальвации гривны какой-то сектор экономики останавливается. И тогда рынок «усыхает». В конце такого процесса на острие этой сужающейся пирамиды останутся только экспортеры. Однако они не могут жить сами по себе, потому что не в силах «вытянуть» всю инфраструктуру государства, чтобы только на их плечах работала экономика. К тому же, неизбежно будут функционировать лишь обслуживающие их отрасли. А потом и они захиреют, потому что рентабельно на одних металлургов работать не смогут.

Это – базовый взгляд. Рост курса страшен не потому, что он бьет по ценам, а из-за того, что останавливает экономику.

— Почему тогда на черном рынке курс доллара уже колеблется около 20 грн за доллар?

— Это – психологические вещи. В «гонку» включилось население, пытаясь сохранить хотя бы свои накопления. Думаю, люди уже готовы к любым курсовым колебаниям, потому что не верят в стабильность национальной денежной единицы. А тут еще и власть заявляет, что курс плавающий, выдает какие-то голословные «мантры». И никому за это голову не сносят. А население, не понимая, на каких значениях курс доллара остановится, переводит оставшиеся гривны в валюту. В такой ситуации Нацбанк перестает иметь какое-либо отношение к внутренней валютной политике, у него нет рычагов воздействия. Все держат на руках валюту, экономика не работает, а люди думают, что их сбережения спасут. Я бы сказал, что это – «капец», полная дезорганизация экономической жизни.

— Насколько мы уже к этому близки?

— Думаю, что довольно близко. При огромных внешних долгах в валюте мы стали использовать монетарную модель управления, совершено не пригодную для нашей экономики. Но прошедший год показал, что это ведет не к нахождению равновесного курса, как говорят наши политики, а к развалу экономики.

— Появилась информация о том, что госдолг Украины впервые превысил триллион гривен. Можно ли такие деньги когда-нибудь отдать? И расплатиться по внешним задолженностям?

— Отвечу коротко: Украина не имеет внутреннего ресурса для погашения внешнего долга. И возникновение дефолта полностью зависит от внешнего кредитования. На внешних рынках заимствование невозможно, никто нам денег не даст. Вероятно получение новых кредитов только от МВФ. Если не получим нужную сумму для погашения долгов – значит, будет дефолт.

— Кабмин прогнозирует падение ВВП до 4,3%, аналитики Moody's допускают падение до 6%, а, по мнению некоторых экспертов, проект госбюджета-2015 содержит «скрытый» дефицит на уровне 8,8% ВВП. С вашей точки зрения, насколько упадет в 2015 году этот показатель?

— Когда эксперты считают этот показатель с точностью до запятой, меня это очень разочаровывает. Ведь можно прогнозировать лишь какой-то «коридор» ВВП, например, 5-10%. А «кабинетные» экономисты «заряжают» в какую-то модель данные и ждут, что же она покажет. Большого ума для этого не надо. Но любые модели пригодны лишь для нормальных экономических условий. В том состоянии, в котором находится сейчас Украина, эти модели абсолютно ничего не значат. Поэтому все, что в этом отношении заявляют – полная ерунда. А в условиях роста цен вам могут даже «нарисовать», что ВВП в три раза вырос.

— Есть ли и какой потенциал развития у нашей экономики?

— Ответ тоже будет кратким: кто заменит нам «отрезанный» сектор машиностроения, который довольно успешно работал? Если заменят – тогда да, такой потенциал имеется. А если нет – ответ очевиден.

Читайте также по теме