Украина почти «утонула» в реформах и переименованиях всего и вся. Так, уже больше года в стране продолжается так называемая «театральная реформа». Что-то и кому-то удалось реорганизовывать и преобразовать. Одним из таких новаторов стал театральный режиссер нового поколения Стас Жирков. Пару лет назад он вытащил «из небытия» театр «Золотые Ворота» и достаточно быстро сделал его популярным. Этот талантливый режиссер ставит пьесы современных украинских драматургов и иногда говорит очень уж радикальные вещи. О своем видении театральной реформы, о родном театре и отношении к скандалу вокруг театра на Подоле, Стас Жирков рассказал в интервью корреспонденту ГолосUA.
— Стас, уже больше года в стране продолжается так называемая «театральная реформа». Что, на ваш взгляд, нужно менять в украинском театре в первую очередь?
— Я говорил и говорю: нашей стране нужны системные изменения. И речь не только, а точнее, не столько о театре, речь об управлении в целом. Ведь зачастую любое предприятие, будь то театр, школу или завод рассматривают с точки зрения: «А что я с этого «поимею?» А эффективных руководителей, так называемых государственных топ-менеджеров, у нас мало. И даже если они есть — доверяют им иногда тогда, когда им уже ничего не надо. Поэтому театр тут — не исключение. Считал и считаю, что молодое поколение должно возглавлять большие театры. Это не панацея. Мы все разные. Но мы требуем своего шанса. Посмотрите, как «горит жизнь» в театрах, где за последние 10 лет руководители поменялись, и эти руководители — условно возраста 30-45. Это же круто. Так чего мы ждем?!
— Чем вы будете удивлять зрителя в новом сезоне?
— Для нас следующий сезон будет четвертым. Этот сезон — переломный. В нем мы окончательно покажем «свое лицо» и наш вектор. Вектор был изначально — молодая режиссура, но со следующего сезона это будет еще более «социально важно». Следующий сезон — международный сезон. Только иностранные режиссеры. Франция, Германия, Беларусь, Грузия, Польша. Ну и я сделаю один спектакль. Начинаем 5-6 сентября с премьеры француза Жюля Одри, в которой почти весь мужской состав театра, а значит — будет жарко. В этом проекте нам очень помогает Французский институт, за что огромное спасибо и респект. Вслед за Жюлем приедет очень классный белорус — Юра Диваков. Он сделает что-то очень интересное и «синтетическое» — будут куклы, песни, танцы. Режиссер очень драйвовый. Об остальном — расскажем ближе к сезону. Мы все знаем, но хотим сохранить интригу.
— Недавно вы поставили в Германии новую версию «Украденного Счастья» — «Чому не вижив Михайло Гурман». Какие там условия работы? Что бы можно было использовать для украинского опыта? Появится ли этот спектакль в репертуарной афише «Золотых Ворот»?
— Это был мой второй опыт работы в Германии, и он не последний. Я поставил себе цель — минимум один спектакль в Европе в сезон. Думаю, это реально. Нет, знаю, что это реально. Опыт этот для меня — формирующий. Я многое поменял в себе и в отношении к театру. Для меня это очень важно — спектакль получил высокую оценку немецких критиков, и поверьте, это было очень не просто. Что будет дальше со спектаклем — я думаю. Он делался и игрался в Магдебурге, затем был мини-тур — Запорожье, Львов, Киев. Дальше – посмотрим.
— В вашем театре служат очень популярные, талантливые молодые актеры — Виталина Библив, Алексей Нагрудный, Дмитрий Олейник. Как удержать их в гостеатре скромными зарплатами, если не всегда есть сериалы?
— А я их сам на кастинги отправляю. Я так радуюсь за них. Тем более что они не только в сериалах, но и в серьезных фильмах снимаются. Они молодцы — все успевают. Я люблю актеров — они «легкие театра» — то, чем театр дышит. А если дышит – живет.
— Критики называют одним из главных событий столичного сезона ваш спектакль в Молодом Театре – «Август. Графство Оссейдж». Расскажите, как работалось с актерами этого проекта — Кистень, Вертинским, Дроботом, Клениной? Будет ли спектакль выдвинут на «Пектораль»?
— Это для меня очень важный опыт. Такая команда! Не команда — мечта. Я рад, что у нас сложилась команда, рад что в жестком графике актеров нашлось время оставить все и отдаться этому спектаклю, непростому и напористому, забирающему много сил. Конечно, я хотел бы, чтобы спектакль был выдвинут «Пектораль», но это не мне решать. Есть Андрей Федорович Билоус — директор и худрук Молодого театра. Он решает. Но я считаю, что и спектакль в целом, и Наталья Кленина, и Алексей Вертинский, и Катерина Кистень — реальные претенденты на награду. Хочу, чтобы это случилось. Но, повторю, решать не мне.
— Как вы относитесь к скандалу вокруг здания театра на Подоле? Кто там прав, кто виноват?
— Полностью поддерживаю Виталия Ефимовича, театр и Департамент культуры.
Был в Германии, там половина театров очень похожа на это здание. Я считаю, что людям надо дать нормально работать, а не «ерундой страдать».
— У вас уже есть свои ученики. Несколько слов о первых шагах совсем молодых режиссеров, которые ставят у вас и в других театрах…
— Да, есть. И это тоже для меня новый опыт. Хотел бы выделить Татьяну Губрий, Даяну Зиму и Ирину Шимоняк. Все они бывшие студентки Андрея Федоровича Билоуса и мои. Я — второй педагог на курсе. Все трое со второго курса — работают в «Золотых Воротах». Они — основа этого театра, те, на кого я могу положиться. Дети мои, короче. Талантливые дети — у всех уже есть премьеры в киевских театрах, которые успешно идут, ездят на фестивали. У всех троих — предложения от разных театров, из разных городов. Горжусь ими и люблю.