С. Зибцев: «Особых условий для возникновения пожара в Чернобыле не было»

30 апреля Государственная служба по чрезвычайным ситуациям сообщила, что верховой пожар в Чернобыльской зоне потушен, продолжает гореть лишь лесная подстилка. Однако пожар, начавшийся в 30-километровой зоне 28 апреля, порядком испугал киевлян: ведь ходили слухи, что горело еще с воскресенья, 26 апреля — даты аварии на ЧАЭС. О том, какими будут последствия крупного пожара в Чернобыльской зоне, корреспондент ГолосUA расспросила директора Регионального восточно-европейского центра мониторинга пожаров Сергея Зибцева.

— Сергей, что можно сказать о главных версиях пожара в 30-километровой зоне — это самовозгорание или поджог?

— Согласно карте горения, пожар начался от населенных пунктов, двух или даже трех сел. В отношении его причин возможны две версии. Если там есть самоселы, возможно, их действия и стали причиной пожара. Но вряд ли такой большой пожар может спровоцировать человеческая неосторожность. Поэтому с высокой вероятностью можно сказать, что возможен и поджог. В этом еще предстоит разобраться.

— Такой пожар мог возникнуть из-за метеорологических условий? Ведь сейчас весна, влага еще сохранилась в почве

— В том-то и дело, что особых условий для возникновения пожара не было. Наоборот, 4-5 дней назад прошел дождь. Но, вообще, в конце апреля — первой половине мая пожары — не редкость. В это время возникает самая большая площадь пожаров за год. Так, в Полесском заповеднике тоже в мае сгорела 1 тыс. гектаров леса.

— Впервые ли возник столь масштабный пожар в зоне?

— По нашей статистике, с 1993 года в 30-километровой зоне было зафиксировано 1200 пожаров, это — регулярное явление в Чернобыле. Они происходят везде, даже в самой загрязненной зоне, возле реакторов. Если посмотреть на карту, вся зона усеяна красными точками пожаров. Но больших возгораний здесь было немного. Самый крупный, просто катастрофичный — в 1992, когда выгорело 17 тыс. гектаров. Но он распространялся на менее загрязненной территории, чем нынешний.

— Чем и для кого опасен этот пожар? Какими могут быть его последствия?

— Наиболее повлияет он на пожарных. Мне жаль этих людей, ведь в зоне тушения уровень радиации повысился в 10-60 раз, что составляет огромную опасность для людей, которые там работали. Во-вторых, пожар представляет опасность для людей, работающих в зоне. Те, кто находился севернее возгорания, тоже получили какие-то дозы облучения. И, в-третьих, пострадали жители населенных пунктов за зоной, примыкающих или близко расположенных к ней.

— Вы можете назвать эти населенные пункты?

— Это трудно сказать. По последним данным, облако ушло на север, на границу с Беларусью. Но ведь люди живут и в Чернобыле, в селах зоны.

— Существует ли сотрудничество служб по чрезвычайным ситуациям Украины и Беларуси для преодоления последствий пожара?

— Да, есть межгосударственный меморандум о взаимодействии на случай таких пожаров, подписанный в 2010 или 2011 гг. Однако, к сожалению, он не реализован, не выстроена нужная система. ОБСЕ сейчас обещает помощь нашему Центру, чтобы появились «тревожные кнопки», телефоны, системы взаимодействия. Нельзя допускать подобного, ведь 2 тыс га — это очень большая площадь пожара. Допустим пожар в пределах 1-10 га, но не 2 тыс. га.

— Чем объясняется столь большая площадь распространения пожара?

— За лесные пожары отвечает пользователь земель, в данном случае — Государственное агентство управления зоной отчуждения. У них есть своя лесная служба. Но в последние 15-17 лет она была благополучно «похоронена», в силу разных причин. И, конечно, не сработала — ведь ее просто нет. А, вообще-то ничего экстраординарного не происходило — это же не Испания, Португалия или Колорадо.

— Синоптики говорят, что 1-4 мая ветер в Киеве все время будет менять направление. Насколько пожар в Чернобыле опасен для Киева, учитывая, что 30 апреля еще продолжала гореть лесная подстилка?

— В лесной подстилке больше всего радионуклеидов, поэтому такой пожар — самый опасный. Я уже упоминал о том, что их концентрация в зоне тушения была выше в 50-60 раз. И радиация сейчас поднялась в атмосферу. При травяном пожаре — до 1 км в высоту, затем сразу оседает. А при верховом пожаре облако поднимается на высоту 3-5 км, затем рассеивается и начинает мигрировать, постепенно оседая. Если такое облако начнет двигаться в направлении Киева при скорости ветра 5м/с, нужна неделя, чтобы оно сюда долетело.

Но, учитывая, что ветер постоянно меняет направление, для Киева опасности сейчас нет. Мы просчитали, что такая опасность возникнет, если пожар распространится примерно на 50 тыс. га, и ветер на Киев будет дуть в течение 5 дней. Вот тогда дозы радиации в столице будут превышены впятеро. Но сейчас мы не чувствуем гари, не видим дыма, так что — все нормально.

Читайте также по теме